Испанский художник. Diego Cerero

Испанский художник. Diego Cerero

Великие испанские художники-бунтари

Испания на протяжении многих веков являлась достаточно консервативной державой. Несомненно, этому способствовало влияние церкви, инквизиция. Сдержанность и религиозность отражались во многих сферах жизни, но испанские художники сломали все стереотипы и доказали всему миру, что Испания – страна талантливых, опережающих свое время гениев. Сегодня я поведаю вам о пяти художниках родом из Испании, о которых вы не могли не слышать.

Эль Греко (1541 – 1614)

Несмотря на то, что родился он на острове Крит и при рождении получил имя Доминикос Теотокопулос, большую часть своей жизни художник творил на территории Испании.

В 1576 году Эль Греко поступает на службу к испанскому королю и прочно обосновывается в Толедо – городе, который в то время являлся центром науки и искусства. Именно там он создал известное полотно «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему невероятную славу и большое количество заказов от церкви. Тем не менее, создавая по большей мере религиозные картины, он смело разрушал предложенные каноны. Ярким примером этому служит портрет Великого инквизитора Фернандо Ниньо де Гевара, который являлся архиепископом и президентом канцелярии Гранда. Его портрет следовало сделать лестным, красивым, представляя церковника в наиболее выгодном свете, но вместо этого художник создал портрет, пугающий своей болезненной честностью и реализмом.

Как и большинство живописцев, Эль Греко умер в нищете. Учеников после себя, как таковых, не оставил – скорее, подражателей.

Одни из лучших картин Эль Греко: «Снятие пятой печати», «Совлечение одежд с Христа», «Рыцарь с рукой на груди», «Святая троица», «Исцеление слепого».

«Погребение графа Оргаса», Эль Греко

Диего Веласкес (1599 – 1660)

Диего Веласкес был родом из Севильи и являлся придворным художником Филиппа IV. Веласкес прославился как гениальный портретист, мастерски передавая фигуры и характеры людей.

Ярчайшим примером служит его полотно «Менины», на котором он в числе прочих героев изобразил и самого себя. Отношение при дворе к нему было противоречивое, так как Веласкес являлся дворянином, а в ту пору любой труд для дворянина был делом недостойным, даже если этот труд был творчеством. Вершиной его мастерства по сей день считается портрет Папы Иннокентия X. Художник смог отобразить всю внешнюю грубость Папы, его жестокость, упрямство, злобу. Никто и никогда не осмеливался настолько правдиво отобразить характер главы католической церкви.

Некоторые известные работы Диего Веласкеса: «Венера с зеркалом», «Водонос из Севильи», «Сдача Бреды», «Пряхи», «Портрет инфанты Марии Терезы».

«Пряхи», Диего Веласкес

Хосе де Рибера (1591 – 1652)

Несмотря на переезд в Италию в юном возрасте, его живопись оставалась испанской, мало чем похожей на итальянский академизм.

Путь к славе для Хосе был более тернист, нежели для других художников: ему даже пришлось бродяжничать, но уже в 1616 году он обосновался в Неаполе. Одна из его ранних работ привлекла интерес герцога Педро де Осуна, являвшегося на тот момент вице-королем Неаполя. Именно благодаря ему Хосе де Рибера получил почетную должность придворного художника.

Но спокойная жизнь длилась недолго. Вскоре Педро де Осуна отстранили от должности из-за его внутриполитических интриг, и живописец остался без покровителя. Несмотря на это, через пару лет Рибера становится известнейшим гравером Италии. Используя не только контрастное освещение, но и нанося крохотные черточки иголкой, Рибера добавлял своим изображениям рельеф. Слава Хосе де Рибера достигла вершины, когда его посетил Диего Веласкес. После его визита картины Рибера стали заказывать не только в Италии, но и на его родине в Испании.

Самые известные картины Хосе де Рибера: «Летучая мышь и два уха», «Освобождение апостола Петра из темницы», «Аполлон и Марсий», «Кающаяся Мария Магдалина».

«Аполлон и Марсий», Хосе де Рибера

Франсиско Гойя (1746 – 1828)

Вот уж кто отличался жгучим темпераментом, так это Гойя. Его матушка любила приговаривать: «Ты родился не розой, а луком. Луком и помрешь», – имея в виду его строптивый и задиристый нрав.

Он похищал и соблазнял монашек из монастыря, соблазнял одну аристократку за другой, несмотря на глухоту и слабое здоровье. Гойя оставил свою подпись на куполе собора Святого Петра в Риме – проказник да и только!

Гойя имел крайне поверхностное образование и до конца жизни писал с жуткими ошибками, но и это не помешало ему стать гениальным художником. Он был одним из первых, кто написал портрет обнаженной женщины, представляя её во всём своём бесстыдном великолепии и эротизме – картина называется «Маха обнаженная». Как подобную картину не осудила церковь, до сих пор остается загадкой.

Его картина «Расстрел 3 мая», несомненно, заслуживает особого внимания. В ней отображается героизм простых испанцев во время оккупации наполеоновскими войсками. Это был совершенно новый взгляд на историческую живопись.

Гойя и сейчас будоражит умы своими картинами как образец творца, который не будет льстить власть имущим, заискивать и прогибаться.

Одни из лучших работ Франсиско Гойя: «Продавец посуды», «Великаны», Портрет маркизы Санта-Крус, «Зонтик», «Игра в жмурки», «Сатурн, пожирающий своего сына».

«Продавец посуды», Франсиско Гойя

Пабло Пикассо (1881 – 1973)

Пабло Пикассо считается самым знаменитым художником в мире, и многие до сих пор причисляют его к кубистам, но на самом деле в этом жанре он творил достаточно небольшой отрезок своей жизни.

На заре своей карьеры он даже пытался подражать Эль Греко. Это хорошо читается в картине «Две сестры»: фигуры вытянуты, несколько деформированы. Но он идет дальше и в своих следующих творениях старается отобразить суть вещей, а не их формы.

Первой женой Пабло стала русская балерина Ольга Хохлова, в браке с ней родился его сын Пауло. Брак с ней был выматывающим и изнурительным, Ольга была просто одержима своим мужем. И именно в этот момент Пабло встречает юную Марию-Терезу Вальтер, которая изображена на одноименном портрете.

Пикассо – великий экспериментатор и один из самых плодовитых художников на свете.

Его кисти принадлежат такие известные картины, как: «Сон», «Девочка на шаре», «Трагедия», «Арлекин», «Голубая комната», «Любительница абсента».

«Трагедия», Пабло Пикассо

Эти пять художников – лишь маленькая толика той части испанцев, которые нарушали принятые правила, творили, вопреки законам и времени, разрушая любые стереотипы и догмы.

А вы как считаете, в искусстве уместны нарушения правил?

Журнал “А”, рубрика “Разоблачения” об Испании” от 30 октября 2020 года

P. S. Дорогие читатели, вы можете предлагать интересующие вас темы для написания статей.

P. P. S. Не забудьте подписаться на наши новые публикации, чтобы не пропустить всё самое интересное!

12 скандальных картин Диего Риверы, вокруг которых не утихают споры по сей день

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Первоначально он остался в Испании и постепенно переехал во Францию, где имел привилегию жить и работать с множеством выдающихся личностей. Именно в Париже он столкнулся с движением кубизма, возглавляемым такими известными художниками, как Жорж Брак, Пабло Пикассо и Хуан Грис. Он принял эту новую форму искусства между 1913 и 1917 годами, после чего его внимание переключилось на постимпрессионизм, вдохновлённый Полем Сезанном.

Его художественный вклад в истории искусства ценился во всём мире и выставлялся на различных выставках по всему миру, а его картины были спонтанными, поскольку Диего однажды сказал: «Я рисую то, что вижу, я рисую то, что рисую и я рисую то, что думаю». А ещё, он преуспел и в личной жизни. Ривера женился несколько раз, одной из его жён была знаменитая мексиканская художница Фрида Кало, с которой он заключил брачные узы в 1929 году. Их свадьба прошла через множество потрясений, и после развода в 1939 году они снова поженились в 1940 году, оставаясь парой до смерти Фриды. Ривера умер в возрасте семидесяти лет из-за сердечной недостаточности, оставив после себя богатое художественное наследие, что ценится во всём мире и по сей день.

Читать еще:  Искусство Ар-Деко

1. Улица в Авила

Пожалуй, это одна из самых популярных пейзажных картин Риверы, где использование ярких цветов, особенно при изображении деревьев, выходит за рамки этой работы на совершенно другой уровень.

2. Обнаженная с лилиями

Стоит отметить тот факт, что у этой картины есть и другое, альтернативное название «Desnudo con alcatraces», а сама работа является одной из самых популярных настенных картин Диего Риверы, где он продолжает праздновать отношения крестьян с природой. Лилии, которые символизируют чувственность, были великолепно изображены в этом произведении искусства, отражая и подчёркивая идею автора.

3. День Мёртвых

«День мёртвых» является одним из значительных праздников Мексики, где люди помнят своих близких, которые перешли в другой мир. Ривера был частью Мексиканского движения монументалистов, и по возвращении в Мексику в 1921 году, он решил создать реалистичные фрески, посвящённые праздникам страны, именно это произведение искусства является одним из них. Эта фреска, которая намекает на своего рода праздник, сыграла важную роль в установлении тенденции включения «Дня мёртвых» в качестве значимого предмета в изобразительном искусстве.

4. Человек на распутье

Было очень много споров относительно этой картины, которая сначала была установлена в лобби 30 Rockefeller Plaza. Первоначально художник получил одобрение семьи Рокфеллеров, но споры и разногласия возникли после того, как портрет Владимира Ленина рядом с Первомайским парадом был установлен и включён в выставку. Тогдашний директор Рокфеллеровского центра Нельсон Рокфеллер просил Риверу удалить изображение, но тот отказался. Поэтому данная работа была снята, а другая фреска Хосепа Марии Серта заменила её через три года. Оригинальная работа существовала только в виде чёрно-белых картин, после чего Ривера перекрасил эту работу, назвав её человеком-регулятором Вселенной, который был похож на оригинал за исключением нескольких изменений.

Арбузы имеют символическое значение в мексиканском празднике День мёртвых, предназначенный для увековечения памяти умершего. Жена Диего Риверы представила натюрморт с изображением этой ягоды всего за восемь дней до своей смерти. Возможно, Ривера написал эту картину в память о своей лучшей половине и случайно умер через несколько дней после этого. Хотя значение арбуза до конца неясно, яркое использование цветов придаёт ему реалистичный вид.

6. Портрет Игнасио Санчеса

Это трепетное произведение искусства прекрасно иллюстрирует особенность Риверы рисовать людей, которых он видел регулярно. Простой, но элегантный стиль с минимальным использованием цветов идеально подчёркивает портретные черты и характер его персонажа. Есть невинность на лице маленького мальчика, когда он смотрит удовлетворённо. Жест, который он формирует, сжимая руки, и умудрённый взгляд в его глазах говорят о том, что он более зрелый, чем его возраст, а большая шляпа почти закрывает его лицо, в то время как его наряд указывает, что он в любое время может присоединиться к своим родителям в поле. Через эту картину была отражена склонность Риверы изображать жизнь крестьян и их борьбу за выживание.

7. Материнство — Ангелина и ребёнок

Ривера был частью авангардного движения кубизма, что отразилось во многих его работах, в том числе и в этой. На картине видна кубистическая техника анализа объектов, их разбиения и абстрактной сборки. Основываясь на личной жизни Риверы, картина показывает его гражданскую жену Анджелину Белофф и их сына Диего, который покинул мир смертных через несколько месяцев после своего рождения после того, как заболел гриппом.

8. Сон о воскресном дне в парке Аламеда

Карлос Обрегон Сантасилия, известный мексиканский архитектор, попросил Риверу написать эту картину для Версальского ресторана отеля Del Prado. Однако после землетрясения 1985 года, которое поразило город Мехико, отель был разрушен, и фреска была сохранена в Музее фрески Диего Ривера. Предметом картины является конфликт между классом буржуазии после Мексиканской революции 1910 года. Он берёт Центральный парк Аламеда в качестве основного фона, на котором были представлены множество выдающихся личностей, таких как его жена Фрида Кало, Ла Малинче, Хосе Марти и Уинфилд Скотт.

9. Перевозчик цветов

Он прост на вид, но несёт в себе много символики, изображающей суматоху и суету в жизни крестьянского сословия, общую тему, увиденную во многих его произведениях. Крестьянин, как видно, изо всех сил пытается управлять большой корзиной цветов, а его жена помогает ему в этой задаче. Цветы изумительны, но человек, несущий их, не может лелеять их красоту, так как для него это просто мирской объект сделки. По мнению некоторых критиков, большая корзина, лежащая на спине рабочего, якобы намекает на препятствия, с которыми может столкнуться неподготовленный рабочий в капиталистическом мире.

10. Крестьяне

Ещё одна интересная крестьянская картина Риверы, где видно, как человек тяжело трудится, а другой человек смотрит. Красивый пейзаж, созданный благодаря яркому использованию цветов, резко контрастирует с человеком в кадре, который прилагает все усилия для выполнения задачи.

11. Матрос за завтраком

Ещё одна кубистическая картина Риверы символизирует растущую волну французского националистического движения. Следуя технике кубизма, он делает геометризованную версию моряка, который сидит за деревянным столиком кафе, предаваясь напитку. Слово «патриот», начертанное на его мундире, является намеком на верность и патриотизм.

12. Рынок Теночтитлан

Основанный ацтеками, он превратился в процветающий город, и Ривера делает замечательную презентацию рыночной сцены через эту картину. Работа показывает, что рабочие упорно трудятся, но не намекает на империализм ацтеков. В то время рабство достигло своего пика, и люди продавались как другие товары, хотя здесь нет и намека на то же самое.

Другие известные картины Риверы включают «Утро Авилы» (1908), «Подсолнухи», фрески «Промышленности Детройта» (1932-33, состоящие из двадцати семи панелей), история Мексики (1929-35, расположенная на лестничной клетке Национального Дворца Мехико), и, конечно же, работа «Дом на мосту». Ривера был предметом нескольких кинематографических (Cradle Will Rock и Frida) и литературных презентаций. Его жена Фрида Кало также спроектировала его в одной из своих картин в 1931 году через два года после их брака, который также считался их свадебным портретом.

В продолжение темы – 10 картин художников-реалистов, перевернувших представление о прекрасном.

По материалам сайта artisticjunkie.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Диего Веласкес: жизнь и творчество художника

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.

Содержание

Биография Диего Веласкеса

Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).

Читать еще:  Женщины, спасающие и защищающие. Edith Vonnegut

Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.

У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.

Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».

По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес.

В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.

Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.

Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.

Творчество Веласкеса

Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…

Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета. Он сумел показать сложность и противоречивость натуры человека, его многогранность внешнего и внутреннего облика, он создал образы, проникнутые огромной жизненной силой.

Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников.

Еще будучи юношей Диего Веласкес написал в 1617 г. картину «Завтрак» и в 1620 г. картины «Продавец воды», «Старая кухарка», эти картины написаны еще в темной манере, с резкими контурами света и тени, художник обратился к жанровой живописи, с любовью изображая простых людей, исполненных спокойного достоинства.

Когда Веласкесу исполнилось 23 года он стал придворным живописцем короля Филиппа IV, с того времени художник был навсегда привязан к королевскому двору, но ему удалось сохранить творческую свободу.

В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. В этой картине еще остались некоторые детали от ранней темной манеры художника.

В исторической картине «Сдача Бреды», Веласкес запечатлил победу, которую одержали над голландцами испанские войска. Т

Веласкес будучи придворным художником постоянно писал портреты короля, королевы, принцев и принцесс. Но Веласкес не хотел изменять своему реалистическому искусству, он умел в каждом человеке, кем бы он ни был, найти основные черты характера и передать их ярко и красиво. Так, например, в портрете, написанном в 1644 г., короля Филиппа IV, одетого в роскошную красновато-розовую одежду, Веласкес изобразил безвольным, вялым, болезненным человеком. Графа Оливареса — суровым всесильным министром.

Веласкес писал портреты не только знати, но и придворных шутов, которые были призваны забавлять королевский двор. Он сумел подчеркнуть характеры этих шутов: скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Моро. Портреты всех этих шутов были написаны художником в 1640 — х г. и хранятся они в музее Прадо.

«Портрет папы Иннокентия X», написанный в 1650 г. в Риме, считается вершиной мастерства портретного искусства Веласкеса. В этом портрете он сумел правдиво и ярко изобразить характер, показав за внешней грубостью папы — жестокость, злобу, железную волю и упрямость. С большим мастерством Веласкес передал все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пены белых кружев. Еще никто и никогда из художников не осмеливался так правдиво показать характер главы католической церкви.

В последние годы своей жизни Веласкес написал две знаменитые картины — «Менины» в 1656 г и «Пряхи» в 1657 г.

1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.

Известные картины художника

Религиозные, исторические и мифологические сюжеты

«Поклонение волхвов» (1619, Прадо, Мадрид)..
«Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон).
«Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид).
«Триумф Вакха, или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид).
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид).
«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» (1630, монастырь Сан — Лоренсо, Эскориал)
«Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид).
«Сдача Бреды (Лес Копий)» (1634—1635, Прадо, Мадрид).
«Бог войны Марс» (около 1640, Прадо, Мадрид)


«Эзоп» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид)
«Меркурий и Аргус» (около 1659, Прадо, Мадрид)

«Портрет молодого испанца» (1630—1631, Старая Пинакотека, Мюнхен)
«Портрет графа Оливареса» (ок.1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).


«Конный портрет короля Филиппа IV» (1635, Прадо, Мадрид).
«Автопортрет» (1640, Музей изящных искусств, Валенсия)
«Дама с веером» (1640—1642, Собрание Уоллеса, Лондон)
«Портрет Филиппа IV в военном костюме, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрик)
«Портрет Филиппа IV» (1656, Прадо, Мадрид).
(Всего было написано около полутора десятков портретов короля в течение 37 лет).
«Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим).
«Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
«Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид).
«Менины (Фрейлины)» (1657, Прадо, Мадрид).

Известные картины Диего Веласкеса

Список популярных и знаковых работ знаменитого испанского мастера.

Картины Веласкеса

Диего Веласкес (1599–1660) — испанский художник, считающийся одной из главных фигур испанского золотого века. Большинство работ Веласкес создал при дворе испанского короля Филиппа IV, а в 19-ом веке его известность распространилась за пределами Испании, а полотна художника стали образцом для подражания многим реалистам и импрессионистам. С того времени мастер считается влиятельной и значимой персоной для всего европейского искусства.

Читать еще:  Изучение Oriental Head (головы жителя Востока). Gaetano Gandolfi

Триумф Вакха (1629)

Известная под названием «Пьяницы», картина изображает римского бога урожая, винограда и виноделия Вакха, в окружении нетрезвых мужчин. Композиционно работу можно разделить на две части. Слева расположена светящаяся фигура Вакха в расслабленной, но доминирующей позе. Справа, на испанский манер, изображена группа пьяниц.

Кузница Вулкана (1630)

Эта картина демонстрирует античный мифологический сюжет, в котором бог Аполлон посещает Вулкана, создающего оружие для бога войны. Аполлон сообщает Вулкану о неверности его жены. Веласкес, мастерски располагая фигуры, создает удивительное ощущение глубины.

Старуха, жарящая яйца (1618)

В период раннего творчества Веласкес был известен своими забавными жанровыми сценами. Среди лучших картин этого периода можно назвать изображение пожилой женщины, готовящей блюдо из яиц. Автор использовал сильные контрасты между светлыми и темными фрагментами наполненной рядом деталей композиции.

Христос на кресте (1632)

Созданная в середине творческого пути художника, работа изображает распятого Иисуса. Оригинальное полотно, передающее спокойствие, достоинство и благородство Христа, считается поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Самая известная религиозная работа мастера вдохновила множество литераторов, в том числе, Мигеля де Унамуно — на создание «Христа Веласкеса».

Портрет Инфанты Маргариты (1659)

Эта работа — один из нескольких портретов дочери Филиппа IV, который показывает мастерство Веласкеса-портретиста. Также художник создавал и другие картины с изображением королевских детей, но наиболее известной является именно эта работа.

Пряхи (1657)

Считается, что данная работа изображает греко-римский мифологический сюжет, согласно которому невероятно талантливая ткачиха Арахна оскорбила Афину своей красотой и самоуверенностью. Согласно мифу, что Зевс превратил девушку в паука.

Сдача Бреды (1634)

Работа демонстрирует обмен ключами, имевший место быть через три дня после сдачи голландского города Бреда. Картина входила в серию из двенадцати картин с батальными сценами, заказанную Филиппом для Зала Королевств в Буэн-Ретиро (Мадрид). Веласкес выбрал сюжет для иллюстрации, показывающий гуманные события на фоне последствий войны.

Венера с зеркалом (1649–1650)

Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном. Кокетливость героини достигается благодаря богатой цветовой палитре и теплым тонам, придающим картине оттенок эротичности.

Портрет Иннокентия X (1650)

Во время поездки в Италию Веласкес предложил папе создать его портрет. Но согласие было получено не сразу, так как папа хотел удостовериться в опытности и навыках мастера. Убедить его помог художник Хуан де Пареха, после чего Веласкес принялся за работу. Тем не менее, художник изобразил Иннокентия в беспощадно правдивой манере, что изначально многих пугало. Однако папа остался доволен и, согласно легенде, сказал: «Все слишком верно!».

Менины (1656)

Один из самых знаменитых портретов мастера изображает пятилетнюю Маргариту Терезу, ее служанок и фрейлин, телохранителей, карликов и собак. Слева можно видеть автопортрет художника с кистью. И по сей день «Менины» являются одной из самых анализируемых и популярных картин западного искусства.

Диего Веласкес — картины и биография

  • Информация
  • Биография
  • Год рождения: 1599
  • Дата смерти: 6 августа 1660
  • Страна: Испания

Великий испанский художник Диего де Сильва-и-Веласкес родился в 1599 году в Севилье. Его творчество пришлось на период, который сейчас в искусствоведении известен как «золотой век испанской живописи».

Родители его матери были родом из Португалии. Всего в семье было 8 детей, старшим из которых был Диего. Став взрослыми, Диего и его брат Хуан взяли материнскую фамилию, так как этот обычай был очень популярен у художников тогдашней провинции Андалусия.

Маленький Диего был отдан на обучение в мастерскую Франсиско Эрреры в возрасте 10 лет, так как он очень рано продемонстрировал свой талант. Но учеба его здесь была недолгой — у мастера был отвратительный характер, а мальчик не хотел с ним мириться. Вскоре отец Диего отдает его на обучение другому художнику — Франсиско Пачеко. Время обучения составляло шесть лет. Сам Пачеко был весьма неординарным человеком — при том, что он занимал пост цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции, он был неплохим рисовальщиком, придерживавшимся школы Рафаэля и Микеланджело.

В школе Пачеко будущий мастер выучил основы своего ремесла и познакомился с такими же талантливыми, как и он, молодыми людьми — будущим скульптором и художником Алонсо Кано и еще одним титаном испанской живописи — Франсиско де Сурбараном.

Диего быстро стал не только учеником, но и членом семьи Пачеко, так как женился на его дочери. В браке родились две дочери, одна из которых, Игнасия, умерла еще крошкой.

После сдачи экзамена на звание мастера при протекции своего тестя, Веласкес стал членом гильдии живописцев Севильи. Ранний период творчества Веласкеса в основном представлен работами в стиле, который называется бодегонес, то есть изображения обычной жизни и посетителей испанских питейных заведений под названием бодега. Уже эти работы говорят о великом живописном даре молодого художника, а его полотна неоднократно копировались и тиражировались как образцы высокого искусства. Особенно известной картиной этого периода является «Водонос» с необыкновенно точным и эффектным изображением воды в каплях.

В этот период на картинах мастера можно заметить сильное влияние полотен Караваджо с характерным очень темным, почти черным фоном и выступающими из него освещенными частями картины.

Карьерному продвижению Веласкеса способствовали его родственники и знакомые, родом из Севильи. Первая попытка сделать его придворным художником не удалась, но всего пару месяцев спустя они все-таки им стал из-за смерти предыдущего придворного живописца. На пути к новому месту назначения Веласкес написал портрет капеллана Луиса де Гонгора-и-Агорте, благодаря которому стремительно став популярным как портретист среди мадридской знати и богачей.

Умный, молодой король Филипп IV высоко оценил художественный талан Веласкеса. Он принял его на должность, но ему предписывалось работать исключительно для высокопоставленной знати. К тому же головокружительный взлет Веласкеса заставлял других претендентов постоянно строить против него козни.

В 1629 году Веласкес сумел совершить поездку в Италию, где познакомился со множеством знаменитых произведений искусства. Это существенно повлияло на качество его живописи. Ее стиль стал свободнее, естественнее, избавился от чрезмерной черноты и контрастности.

Зрелый период творчества художника характеризуется исполнением многочисленных работ для короля и придворных, призванных украшать покои и дворцы знати. Наиболее известным полотном является «Сдача Бреды» — многофигурная, сложная композиция на историческую тематику.

В 1648 году Веласкесу довелось вторично посетить Италию. Он прибыл туда не только как известный художник, но и как тайный дипломат, посланный к папе римскому. Он выполнил портрет понтифика, потрясший Рим и всю Италию своим реализмом и талантливым изображением.

Еще одна картина этого периода — «Венера перед зеркалом» — совершенно необычна как для самого Веласкеса, так и для испанской живописи в частности. Она полна чувственности и неги, имеет выраженный эротический подтекст, что совершенно противоречит несколько чопорной и сдержанной испанской «католической» живописи.

В 1651 году художник вернулся в Испанию. В этот период его жизни были созданы всемирно известные «Менины» и «Пряхи».

Как представитель двора Веласкес принимал непосредственное участие в организации брака дочери испанского короля и короля Франции Людовика XIV.

Скончался художник на 62 году жизни, был похоронен рядом с женой в Мадриде. Могилы не сохранились, но великие творения мастера пережили столетия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector