Изобразительное искусство Бельгии. Mathieu Bassez

Изобразительное искусство Бельгии. Mathieu Bassez

  • В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 389-390

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МАТЬЁ (Mathieu) Жорж (р. 27.1.1921, Бу­лонь-сюр-Мер), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик, ди­зай­нер, чл. Академии изящных искусств (1975). Изу­чал пра­во в Дуэ (1941), фи­ло­со­фию и язы­ки (в т. ч. рус­ский); в 1944 был пе­ре­во­дчи­ком для ар­мии США в Кам­бре. На­чал за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью в 1942 (пей­за­жи и порт­ре­ты); с 1944 об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­цио­низ­му («Ис­чез­но­ве­ние», 1945, со­б­ра­ние Ж. Ма­тьё). С 1947 ра­бо­та­ет в Па­ри­же. В кон. 1940-х гг. стал ини­циа­то­ром не­сколь­ких про­грамм­ных груп­по­вых вы­ста­вок, ут­вер­див­ших на­прав­ле­ние ли­рич. аб­ст­рак­ции. В этот же пе­ри­од сфор­ми­ро­вал­ся собств. стиль М., оп­ре­де­лив­ший его при­над­леж­ность к та­шиз­му : те­ку­чие ком­по­зи­ции из кра­соч­ных пя­тен, на­бро­шен­ных на холст с им­пуль­сив­ной стре­ми­тель­ностью («Бе­лое цар­ст­во», 1949, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). С це­лью про­де­мон­ст­ри­ро­вать «про­цес­су­аль­ный» ха­рак­тер сво­ей жи­во­пи­си, пре­об­ла­да­ние дей­ст­вия над ре­зуль­та­том он час­то ис­пол­нял кар­ти­ны на пуб­ли­ке, став од­ним из пред­ше­ст­вен­ни­ков пер­фор­ман­са . Пер­вая та­кая де­мон­ст­ра­ция со­стоя­лась в 1956 на Меж­ду­нар. фес­ти­ва­ле дра­ма­тич. иск-ва в Па­ри­же на сце­не Те­ат­ра Са­ры Бер­нар, где в те­че­ние 30 мин бы­ло соз­да­но боль­шое по­лот­но (4 × 12 м) под назв. «По­свя­ща­ет­ся по­этам все­го ми­ра» (не сохр.). Экс­та­тич. жес­ты, об­ре­таю­щие жизнь на хол­сте, трак­то­ва­лись ху­дож­ни­ком как «дра­ма­тич. со­дер­жа­ние» жи­во­пи­си, ана­лог па­те­тич. жес­ти­ку­ля­ции пер­со­на­жей в тра­диц. ис­то­рич. кар­ти­не («Ка­пе­тин­ги по­всю­ду», 1954, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Ко­ро­на­ция Кар­ла Ве­ли­ко­го», 1956, ча­ст­ное собрание; «Кар­ди­нал Ма­тьё на­зна­ча­ет св. Бер­на­ра сек­ре­та­рём цер­ков­но­го со­бо­ра в Труа», 1958, Ху­дож. му­зей, Ба­зель). Один из ха­рак­тер­ных приё­мов М., от­час­ти на­по­ми­наю­щий кит. и япон. кал­ли­гра­фию , – вы­дав­ли­ва­ние крас­ки из тю­би­ка на холст по ор­на­мен­таль­но изо­гну­той ли­нии с по­сле­дую­щей час­тич­ной рас­ту­шёв­кой («Чёр­ное пят­но», 1952, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк). М. опуб­ли­ко­вал ряд тео­ре­тич. со­чи­не­ний, обос­но­вы­ваю­щих прин­ци­пы ли­ри­че­ской аб­ст­рак­ции. С 1966 мно­го за­ни­мал­ся при­клад­ным иск-вом (се­рия афиш для «Air France», кар­то­ны для Нац. ма­ну­фак­ту­ры го­бе­ле­нов, по­су­да для Севр­ской ма­ну­фак­ту­ры, ме­да­ли), так­же сце­но­гра­фи­ей.

    Музей изящных искусств, Брюссель

    Королевские музеи изящных искусств в Бельгии — это ансамбль из музеев, расположенных в столице Бельгии, Брюсселе, и небольшой бельгийской коммуне под названием Иксель.

    Комплекс был основан в 1801 году, открыт для свободного посещения в 1803 году. Королевскими музеи называются потому, что в них хранятся произведения изобразительного и скульптурного искусства, принадлежащие непосредственно государству.

    История появления коллекций началась в конце XVIII века, когда во времена известных французских революций часть изымающихся французскими войсками ценностей не была переправлена в Париж и составила самое первое собрание музея, учрежденного французским полководцем Наполеоном Бонапартом.

    С 1797 года жители Бельгии зареклись вернуть на родину свои сокровища живописи. Эту «борьбу за искусство» возглавил первый хранитель музея – Гильом Босхарт. Он был первым куратором галереи, которая располагалась во дворце Старого двора.

    В 1811 году музей стал городской собственностью Брюсселя. Последующие 20 лет эта коллекция только расширялась, поэтому было принято решение создания национального музея, в который вошли работы бельгийских художников. Помимо собрания, принадлежащего городу, в то время существовала и коллекция королевской семьи. Их в 1842 году объединили. Позже в этих консолидированных музеях начали формироваться тематические отделы.

    Современность

    В настоящее время королевский комплекс насчитывает шесть музеев:

    • Музей старинного искусства (1887 год образования). Здесь представлены произведения искусства XIV по XVIII веков. В основном это живопись художников-фламандцев, в том числе Рубенса, Ван дер Гуса, Боутса и других. Кроме фламандской живописи в музее представлены картины ряда голландских художников и представителей итальянской и французской живописи.
    • Музей современного искусства (1845 год образования). Ценностями коллекции являются произведения искусства бельгийский художников и скульпторов — Гогена, ван Гога, Родена и многих других.
    • Музей Магритта. Открыт в 2009 году в Брюсселе. Коллекция включает более 150 работ, принадлежащих перу известного бельгийского автора Р. Магритта.
    • Музей Fin de siècle, который находится в пригороде Брюсселя — коммуне Икселе. Открыт он был в 2013 году. В музее можно увидеть произведения самых крупных бельгийских художников и скульпторов второй половины XIX-го века.
    • Музей Вирца. Он был открыт для посещений еще в 1868 году. Этот музей носит имя бельгийского скульптора и живописца А.Ж.Вирца, включает его же произведения.
    • Музей Менье — еще один музей, основными экспонатами которого являются картины и скульптуры Константина Менье. В составе комплекса музей существует с 1978 года.

    ИСКУССТВО БЕЛЬГИИ

    На рубеже XIX—XX веков живопись Бельгии испытала прямое влияние импрессионизма. Ho бельгийские мастера применяли приемы импрессионистов по- своему для создания законченных композиционных произведений.

    Э. Клаус использовал смелую незаконченность композиции, светлую тональную гамму для выражения прежде всего человеческих эмоций (человек занимает значительное место в его пейзаже). Т. ван Рейселбергё вообще редко обращался к пейзажу, он более известен как портретист, добивавшийся психологической достоверности характеристик, что в известной мере противоречило его живописным неоимпрессионистическим приемам. Наибольшее яркое творческое преломление нашел опыт импрессионизма и постимпрессионизма в картинах рано умершего А. Эвенепула. Его лучшим портретам свойственны задушевная мягкость и лиризм, скрытое внутренне волнение, несмотря на внешнюю будничность и видимое спокойствие. Эвенепул писал обычно одинокие фигуры на фоне улицы или портреты детей, привлекающие глубоким и тонким пониманием детской психологии. Он создал «портрет настроения» в бельгийском искусстве.

    Особое место в художественной жизни Бельгии занимал К. Менье. Он увлекался Курбе, но его творческий путь вполне самостоятелен. Впитывая в себя атмосферу передовых общественных интересов эпохи, он открыл и понял новый для искусства мир промышленного труда и его героев — рабочих. Если коллеги К. Менье предпочитали писать спокойные равнины, стада животных или бьющиеся о берег морские волны, то Менье увидел могучую, суровую, полную грандиозного величия картину промышленного юга Бельгии и стал создателем индустриального пейзажа. Бытовые сцены, к которым тяготело современное ему искусство, Менье преобразует в героические полотна, прославляющие людей труда, будь это «Порт» с окружающими корабль грузчиками или его любимая тема — «Возвращение шахтеров».

    Читать еще:  Живопись маслом. David Cheifetz

    Иной характер имеют произведения Э.Ларманса, проникнутые ощущением трагической безысходности и одиночества человека. Влияние П.Брейгеля ощущается у Ларманса как в массовых сценах, так и в колорите, резком, почти плакатнрм противопоставлении цветов. В его пейзажах мы находим ту же трагическую ноту, то же чувство бесприютности, — приобретающие символическое звучание. Даже в таком полотне, как «Вечер стачки», отчаявшиеся люди идут без цели, неведомо куда, мрачной толпой.

    Особенно показательна для бельгийского искусства того времени эволюция творчества Дж. Энсора. Жанровые полотна, написанные в реалистических традициях, вызывавшие своей живописной смелостью возмущение в Салоне, сменились у Энсора обращением к символике и аллегории, к фантастическим сценам с масками и скелетами, ярким, почти вызывающим крикливым колоритом. Художник соединяет резкую, доходящую до гротеска сатиру, мещанскую ограниченность и пошлость буржуазного мира с шуткой и зловещей пародией на человечество.

    Принципы символизма с исключительной полнотой воплотили в своих произведениях мастера «1-ой латемской группы», поселившиеся в 1898 — 99-х годах в деревушке Синт-Мартенс-Латем около Гента. Духовным главой группы был скульптор Ж.Минне. Стремясь передать крайне нервное напряжение, Минне иногда настолько деформирует человеческое тело, что предвосхищает характерные черты экспрессионизма («Мать, оплакивающая своего ребенка»). В рисунках времени первой мировой войны, изображающих Христа и Мадонну, в подражаниях готической скульптуре («Же- ны-мироносицы») мистицизм сказывается особенно сильно. Пришедшему из Франции импрессионизму латемцы пытались противопоставить традиции нидерландской живописи XIV — XVI веков.

    Отвлеченности литературной символики, нервозным искажениям формы, типичным для латемцев, противостояло творчество Л.Ваутерса, крупного скульптора и живописца, работавшего в период первой мировой войны. Основная тема произведений Ваутерса — радость жизни, яркая красота человека и природы. Необычайная непосредственность восприятия жизни приводит его к попыткам передать в скульптуре мгновение в потоке бурного движения («Неразумная дева»), в живописи — повышенное ощущение изменчивого света и цвета («Отблески», «Гладильщица»). Если эти искания были связаны с импрессионизмом, то позже, перейдя к живописи широкими мазками чистых красок, Ваутерс приблизился к «фовизму». Однако человек остается в центре внимания художника. С наступлением творческой зрелости мастера возникает такое монументальное, полное внутренней сосредоточенности скульптурное произведение, как «Домашние заботы».

    В начале XX века сложилась «2-я латемская группа» молодых художников, среди которых позднее зародился бельгийский экспрессионизм. Распространение его связано с трагической судьбой Бельгии в годы первой мировой войны. Глава бельгийского экспрессионизма — К. Пермеке — являлся в 20-х годах XX века ведущим художником Бельгии.

    Культура Бельгии

    Содержание

    Изобразительное искусство

    Изобразительное искусство современной Бельгии своими корнями связано с фламандским искусством (17 век), которому предшествовало искусство Нидерландов (15-16 века). В фламандском искусстве пышность барокко сочеталась с реалистичными устремлениями (П. Рубенс, А. Ван-Дейк, Ф. Снайдерс, Я. Иордан, Д. Тенирс, А. Брауэр и др.). В 18 в. оно теряет свою самобытность и испытывает французское влияние. Новый подъем в искусстве Бельгии начинается с 30-х гг. 19 века (Ф.-Ж. Навез, Густав Вапперс, Л. Галле, X. Лейс, Г. Гефс). В середине 19 в. в искусстве Бельгии развивается бытовой жанр (Ж. Маду, А. Верви, Г. Бракелер и др.). В картине Ш. Эрманса «На рассвете» (1875) впервые зазвучала социальная тема. В произведениях Ш. де-Гру воспроизведена жизнь бельгийского пролетариата. В 80-х гг в искусстве Бельгии выступает выдающийся реалист К. Менье. Известны его картины, посвященные шахтерам. Ярко проявился его могучий талант в скульптуре («Молотобоец», «Пудлингувальник», «Председатель грузчика. Антверпен», рельефы для «Памятника Труда»). Полны любви к трудовому народу произведения Я. Смитса, К. Пейзера, П. Полюса, Ж. де-Брьойкера. Известным художником современности является Ф. Мазерель, живописные и графические произведения которого проникнуты гуманизмом и ненавистью к войне. В искусстве Бельгии 20 в. получили развитие различные формалистические направления.

    Архитектура

    Архитектура Бельгии берет начало в нидерландском искусстве. Самыми ранними памятниками архитектуры Бельгии являются готические соборы в Брюсселе (12-15 века), Антверпене (1352-1518), Брюгге (1239-97). Архитектура Возрождения представлена многими жилыми и административными сооружениями, в частности ратушей в Антверпене (1561-65, арх. К. Флориса). В конце 16 века создается так называемая фламандская школа, существовавшая до конца 18 в. Своеобразная архитектура Бельгии того периода соединила в себе пластику барокко и приемы готики (дом гильдий в Брюсселе, архитектор Г. де-Бройна, дом-музей П. Рубенса в Антверпене, церковные здания архитекторов В. Кубергера, Ж. Франкара, П. Хейенса, В. Хесиуса и Л. Фрайхербе). В 19 в. в архитектуре Бельгии воцарилась эклектика (арх. Л. Сейс, Ж. Поларт и А. Бала), а впоследствии ее сменил модерн (арх. X. Ван де Вельде, В. Орта). В 20 в. значительно распространилась архитектура конструктивизма (поселок «Сите Модерн» возле Брюсселя , 1927, арх В. Буржуа; «Небоскреб» в Антверпене, 1931, арх. Р. Ван Хунакер).

    Музыка Бельгии в эпоху Возрождения сыграла большую роль в формировании европейской школы полифонического искусства, в 15-16 вв. известной как «нидерландская школа», но с 17 века она утратила свое ведущее значение. В 19 в. в музыке Бельгии возникли два творческих направления — фламандский (так называемый антверпенский) и валлонский. Большую славу получила бельгийская школа инструменталистов-исполнителей (Ш. Берио, А. Вьетан, Э. Изаи, Ф. Серве). Среди известных современных музыкантов: композиторы Ж. Абсиль, Л. Дюбуа, А. Дюпон, Ф. Кине, А. Сури, М. Поот, Р. Шеврьой; скрипачи К. Ван Несте, А. Грюмйо; дирижеры Д. Дефо, Ф. Андре; музыковед Ш. Ван ден Борен и др. Мировую известность имеют международные музыкальные конкурсы пианистов и скрипачей, которые проводятся раз в 3 года.

    Читать еще:  Израильский художник. Nathan Brutsky

    Профессиональный бельгийский театр существует с 1830 г. Большое влияние на развитие бельгийского театра 19 века имели драматурги Ван Лерберг, Морис Метерлинк, Роденбах, Кроммелинк. В 20-30-х гг 20 века в репертуаре театров значительное место заняли пьесы драматургов-декадентов, постановки стилизованных мистерий. В эти же годы развилась деятельность бельгийского рабочего театра, коллективов, которые ставили произведения бельгийских и советских драматургов. В годы немецкой оккупации театральная жизнь Бельгии пришла в упадок. Теперь среди драматических театров Брюсселя выделяются: королевский театр Дю Парк, Бельгийский национальный театр, театры Де Галери, Компани дю Ридо и другие.

    Бельгия не имеет развитой национальной кинематографии, демонстрируются основном иностранные кинокартины. Но документальные и научно-популярные фильмы отличаются художественным совершенством. Среди них: «Золотой век» — режиссер П. Хазарт, «Рубенс» — режиссер А. Сторк.

    Литература

    Бельгия имеет тысячелетнюю историю литературы. К образованию независимого государства (1830) развивалась бельгийская литература трех языках: валлонском, нидерландском и французском.

    Литература на валлонском языке (диалект французского языка) берет свое начало в 9 в. Между 13-16 вв. она пережила период расцвета, а с 17 в. пришла в упадок, и лишь немногие народные поэты 18 — 19 вв. сохраняли традиции валлонской литературы (Симонон, Фьориц, Де Стриль и др.). После 1830 началось движение за возрождение валлонской литературы. Известные деятели этого движения в 19-20 века: Байе, Дори, Энен, Симон и др. Но литература на французском языке вытеснила валлонскую и стала в Бельгии господствующей. Она выдвинула ряд писателей с мировым именем (Де Костер, Верхарн, Морис Метерлинк).

    В 1-й пол. 19 в. в бельгийской литературе основным направлением был романтизм (выдающиеся представители: Вестенрод, Потвен, Ван-Гассельт и др.), уступивший во 2-й пол. реализму (крупнейший мастер Де Костер). Большую роль в развитии новой бельгийской литературы сыграло литературное объединение 80-90-х гг «Молодая Бельгия», в который входили писатели разных идейно-эстетических взглядов: Пикар, Лемонье, Экхаут, Верхарн выступали за социальное реалистическое искусство; Жилькен, Жиро, Северен и др. соблюдали теорию «искусство для искусства». В конце 19 и начале 20 в. распространилось декадентство; самые известные его представители: символисты Метерлинк, Роденбах, импрессионист Мобель и другие. Современная литература сохраняет свои лучшие национальные традиции, борется за мир и общественный прогресс. Виднейшие писатели: Ф. Эл-ленс, Р. Лир, Ш. Парон и др.

    Фламандская литература зародилась в 11 веке, с 13 по 16 вв. переживала период расцвета, в 17-18 вв. был глубокий застой. Возрождение ее началось после 1830, в тесной связи с т.н. фламандским движением. В литературе эти годы господствовал романтизм (выдающиеся представители — Ф. Виллемс, К. Ледеганк, П. Ван Дейс, Г. Консьянс). В серед. 19 в. появилась группа писателей-реалистов: Д. Слееке (1808-1901), Э. Зеттернам (1826-55), талантливый поэт Г. Гезелле (1830-99). В 90-х гг вокруг журнала «Ван Ню ен Стракс» («Злоба дня», осн. 1893) объединилась группа писателей, что ставила такую же цель, как и «Молодая Бельгия». Вермейлен, Бёйссе, Стрёвелс и др. ввели вo фламандскую литературу социальную тематику. Г. Вермеерс (1877-1924), Я. Ван Нейлен (и. 1884), Г. де Клерк (1877-1932) показали рабочего и его труд.

    После Первой мировой войны в поэзии был значимой фигурой экспрессионист П. Ван Остайен (1896 — 1928); в отдельных произведениях он приближался к творческим принципам Маяковского. Ему подражали А. Мессе, Мунс, Вербрюгген, Хейсен, Брьонклер. Появились новые прозаики-реалисты: В. Элсхот (н. 1882), М. Рулантс, Г. Валсхап (н. 1898), Л. де-Зиленс (1901-44), Ф. Тиммерманс (1886-1947), Э. Клаас (н. 1885) и проч.

    В фламандской литературе распространилось и декадентство .

    Самые писатели: романист и драматург Тейрлинк (р. 1879), поэт-символист Ван де Вустейне (1875 — 1929). Современной прогрессивной литературе свойствен реализм; среди молодых писателей следует выделить М. Браата (р. 1925), поборника социалистического реализма.

    Наиболее полно бельгийская литература представлена в Королевской библиотеке Бельгии, расположенной в Брюсселе.

    Бельгия — один из крупнейших центров франкоязычного комикса (bande dessinee). В начале XX века именно здесь шло наиболее интенсивное развитие этого жанра. Всемирную известность приобрёл художник и сценарист Эрже, создавший серию комиксов о репортёре-путешественннике Тинтине. В послевоенные годы центром индустрии стала Франция, однако и в Бельгии крупные издательства, такие как Le Lombard и Dupuis‎, продолжают выпускать популярные серии BD. Среди самых известных — «Смурфы», «Торгал», «Счастливчик Люк».

    Изобразительное искусство Бельгии. Mathieu Bassez

    Бельгия, государство в Западной Европе

    Бельгия (Belgique, Belgie), Королевство Бельгия, государство в Западной Европе, на южном берегу Северного моря. На территории Бельгии сохранились памятники искусства кельтов и древних римлян. В средние века богатые торгово-промышленные города Бельгии были крупными центрами художественной культуры: в XI-XII вв. — романского стиля (церкви в Льеже и Турне, замок-донжон графов Фландрских в Генте; искусство художественной обработки металла в долине Мааса), а в XIII-XIV вв. — готики, достигшей высокого расцвета в церковном и светском зодчестве (базиликальные и зальные соборы в Брюгге, Ренте, Брюсселе, Антверпене и Мехелене, сложенные из камня и кирпича, с квадратными многоярусными башнями, мощными столбами, завершёнными лиственными «брабантскими» капителями; городские укрепления, городские башни — «бефруа», суконные ряды в Ипре и Брюгге), в изобразительном искусстве (скульптура порталов и надгробий, стенная и станковая живопись, миниатюра). С объединением на рубеже XIV и XV вв. Южных и Северных Нидерландов под властью Бургундии формируется нидерландское искусство, в котором искусство Южных Нидерландов (современная территория Бельгии) играло ведущую роль. В XV — первой трети XVI вв. здесь расцвела светская по духу архитектура поздней, так называемой пламенеющей готики (величественные ратуши с обширными окнами, галереями, ажурными башнями и обильным резным декором — в Брюсселе, Ренте, Лёвене). Одновременно на территории Бельгии сложились главные центры нидерландской живописи Возрождения, основоположником которой стал Ян ван Эйк. В XVI в. ренессансные формы восторжествовали в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. В живописи велась борьба между итальянизирующим эклектическим течением романизма и национальным демократическим направлением, являвшимся отражением бурного революционного движения эпохи и достигшим вершины в творчестве П. Брейгеля Старшего.

    Читать еще:  Живопись маслом. Профессиональный британский художник. Neil Prior

    После поражения в исторических областях Бельгии Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. В искусстве фламандского барокко XVII в. парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и пробуждёнными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Архитектуре XVII в. присущи торжественность, праздничная живописность, обилие сочного пластического декора (узкие дома со ступенчатыми и фигурными фронтонами, церкви, монастыри, госпитали, ломбарды и т. д.). Итальянские влияния ощутимы в доме П. П. Рубенса в Антверпене, французские — в фортификационных и гражданских постройках южных городов. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Среди его многочисленных учеников и последователей — А. ван Дейк, мастер изящных, одухотворённых портретов, Я. Йорданс, подчёркнуто-грубоватые образы которого почерпнуты из крестьянской и бюргерской среды, Ф. Снейдерс, автор праздничных, исполненных жизненной сочности монументальных натюрмортов, и другие. Другую ветвь фламандского реализма представляли сцены крестьянского быта и пейзажи — драматически-экспрессивные у А. Брауэра, идиллические у Д. Тенирса, буднично-правдивые у Я. Сиберехтса. Традициям нидерландского искусства следовали в начале XVII в. пейзажисты Я. Брейгель «Бархатный», Й. де Момпер и др. Последователями Караваджо были А. Янсенс, Т. Ромбаутс и др. В скульптуре наряду с пышной декоративностью (А. Квеллин, X. Вербрюгген) проявлялись черты жизнелюбивого реализма (детские фигурки Ж. и Ф. Дюкенуа, рельефы Л. Файдхербе). Фламандские картины виртуозно воспроизводились в многочисленных гравюрах на меди и дереве, на шпалерах, ткавшихся в Брюсселе, Антверпене, Брюгге. Широкой известностью пользовались плетёные и шитые кружева Фландрии и Брабанта.

    В XVIII в. во фламандском барокко (живопись В. О. Янсенса и др.) из Франции и Австрии стали проникать влияния классицизма (архитекторы Я. П. Баурсхейдт, Л. Б. Девез, скульпторы Л. Дельво, Ж. Л. Годшарль и др.). Свежую реалистическую струю внесли портретные бюсты Годшарля, жанровые сцены и фабричные интерьеры Л. Дефранса.

    В XIX в. формируется собственно бельгийское искусство (классицистические постройки Л. Руландта, исторические полотна и реалистические портреты Ф. Ж. Навеза). Буржуазная революция 1830 способствовала быстрому превращению Бельгии в развитую промышленную страну с острыми социальными противоречиями. Рядом с импозантными центрами городов и парадными зданиями в духе эклектизма (архитекторы Я. П. Клёйсенар, Ж. Пуларт и др.) вырастали районы трущоб. Романтическое направление (см. Романтизм; патриотические исторические композиции Г. Вапперса, Л. Галле, скульптора В. Гефса, фантастические аллегории А. Вирца, стилизованные сцены старого фламандского быта X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) постепенно выродилось в салонный академизм. Но бельгийские романтики подготовили отчасти и бурное развитие во второй половине XIX в. демократического реализма (сцены крестьянского и городского быта Ш. де Гру, X. де Бракелера, пейзажи Л. Дюбуа, И. Буланже и др.). Скульптура и живопись крупнейшего реалиста К. Менье посвящены тяжёлой жизни и героике труда рабочих и крестьян. К концу XIX в. Бельгии становится родиной стиля «модерн» в архитектуре (Х. ван де Велде, В. Орта), для которого характерны прихотливая изогнутость линий и плоскостей, осмысление художественной выразительности новых материалов и конструкций. Традиции реализма сочетались с импрессионистичной мимолётностью наблюдений у Э. Клауса, А. Эвенепула, Т. ван Рейселберге, с иронией и гротескной фантастикой у Дж. Энсора и Ж. де Брёйкера, мистической символикой и нотами пессимизма у Э. Ларманса, Ф. Ропса и особенно у мастеров латемской школы (В. де Саделер, Г. ван де Вустейне), возглавляемых скульптором Ж. Минне.

    Поиски рациональных решений в архитектуре Бельгии начались после Первой мировой войны 1914-18 (X. Хосте, Л. ван дер Свалмен, В. Буржуа, Э. ван Авербеке и др.). В 20-30-х гг. господствовал неоклассицизм. Принципы современной архитектуры в Бельгии утвердились после 1945 в строительстве жилых районов, транспортных и промышленных сооружений, общественных зданий (архитекторы X. ван Кёйк, Р. Брам, М. Бренфо и др.). В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы микрорайоны с общественными центрами, многоэтажной или смешанной застройкой, реконструированы магистрали. В бельгийском изобразительном искусстве XX в. большое место заняли формально-стилистические искания (Г. де Смет, Я. Брюсселманс), сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное искусство. Субъективное переосмысление национальных демократических традиций выразилось в суровой драматичной экспрессии картин К. Пермеке, остроимпульсивной живописи и скульптуре Р. Ваутерса, в интимной лирике примитивиста Э. Тейтгата. Реалистическая объективность присуща портретам И. Опсомера и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма нашли яркое выражение в многогранном творчестве Ф. Мазереля, борца за социальную справедливость против империалистических войн, в исполненных суровой правды полотнах К. Пейзера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвященных рабочим и городской бедноте. В декоративном искусстве XX в. выделяются изделия в стиле «модерн» (X. ван де Велде, В. Орта), керамическая скульптура (П. Кай), ковры с изображениями на темы жизни и борьбы народа (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур).

    Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 7, 10, 11, М., 1969-73; Э. Фромантен, Старые мастера, [пер. с франц.], М., 1966; Encyclopйdie de l’architecture et des arts en Belgique, v. 1-3, [Brux., 1958]; Eemans M., L’art vivant en Belgique, [Brux., 1972].

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector