Изобразительное искусство Швеции. Ralf Arzt

Изобразительное искусство Швеции. Ralf Arzt

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Художники (5852)
  • импрессионисты (318)
  • Кулинарные рецепты (16)
  • Рукоделие (14)
  • Схемы для оформления дневника (14)
  • Латвия (6)
  • Венгрия (5)
  • Армения (5)
  • Сайт знаменитых художников (3)
  • Мексика (3)
  • Дизайн помещений (3)
  • Египет (2)
  • Дания (2)
  • Абхазия (2)
  • Саудовская Аравия (1)
  • Индонезия (1)
  • Финляндия (1)
  • Кипр (1)
  • Колумбия (1)
  • Сербия (1)
  • Княжество Лихтенштейн (1)
  • Исландия (0)
  • Люксембург (0)
  • Австралия (9)
  • Австрия (21)
  • Азербайджан (3)
  • Актеры кино и театра (844)
  • Антиквариат (88)
  • Архитектура (113)
  • Белоруссия (4)
  • Бельгия (7)
  • Бразилия (2)
  • Великобритания (110)
  • Вьетнам (4)
  • Германия (31)
  • Голландия (1)
  • Графика (722)
  • Греция (8)
  • Декоративно-прикладное искусство (157)
  • Достопримечательности Канады (28)
  • Достопримечательности Франции (206)
  • Париж (45)
  • Европейская готика (4)
  • Зарубежные звезды (435)
  • Звезды балета (59)
  • Из жизни знаменитостей (243)
  • Израиль (7)
  • Индия (9)
  • Интерьеры помещений (36)
  • Испания (27)
  • Италия (80)
  • Картинки (15)
  • Кино (60)
  • Китай (39)
  • Классическая живопись (1136)
  • Конкурсы красоты (10)
  • Корея (6)
  • Короли спорта (13)
  • Коста-Рика (1)
  • Культура, искусство (7734)
  • Ландшафтный дизайн (53)
  • Литва (3)
  • Литература (202)
  • Мастера фотографии (237)
  • Мир животных (90)
  • Мир моды (122)
  • Монако (4)
  • Мудрые мысли (8)
  • Музыка (разных жанров) (276)
  • Нидерланды (12)
  • Новая Зеландия (5)
  • Норвегия (7)
  • Опера (26)
  • Открытки (84)
  • Пакистан (1)
  • Польша (15)
  • Португалия (10)
  • Природа (251)
  • Путешествия (743)
  • Разное (37)
  • Россия (271)
  • Города (58)
  • Храмы (23)
  • Румыния (1)
  • С Ш А (89)
  • Сингапур (3)
  • Скульптура (114)
  • Словения (5)
  • Советские и российские актеры (404)
  • Современная живопись (4439)
  • Таиланд (4)
  • Театры, библиотеки, музеи (60)
  • Турция (3)
  • Украина (10)
  • Хорватия (10)
  • Цветы (127)
  • Черногория (4)
  • Чехия (24)
  • Швейцария (21)
  • Швеция (10)
  • Эстония (1)
  • Ювелирные изделия (50)
  • Япония (41)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Изобразительное искусство Швеции. Ralf Arzt

Изобразительное искусство Швеции.

Ralf Arzt

Несмотря на то, что он долго изучал живопись во Франции, считает, что в художественном плане всего добился самостоятельно. Центральное место в его картинах отведено женщинам, Ральф часто изображает их в одиночку, но иногда в компании. Он видит себя художником, который всеми силами пытается поймать женскую сущность, ее душу и язык тела и перенести их на холст.

В 2001 году он начал международное сотрудничествао с Opera Gallery, с галереями в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Сингапуре и Гонконге. Также представлен в галереях в Монако, Гамбурге, Осло и Копенгагене. С 2012 года представлен в Лондоне в Albemarle Gallery.

Представлен в Швеции Mollbrinks Konst в Упсале и на художественных аукционах с 1998 года.

«Для меня живопись это средство извлечь наружу красоту, спрятанную в глубинах каждой вещи, но даже если я рисую очень красивую женщину, я не могу использовать свой талант для того, чтобы выставить красоту на переднем плане. Это все, душа, обаяние и мистика, в данный момент мимолетны, но они помогают связать мое эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием моего персонажа. Я постоянно ищу свой собственный способ выражения того, что заставляет меня волноваться больше всего, когда я пишу.
Мое творчество вдохновляется, в первую очередь, современным искусством фотографии. Сейчас я нахожусь в пограничном, между живописью и фотографией, состоянии. В своих картинах я стремлюсь создать ощущение, возникающее при просмотре произведений современного фото-искусства, сочетая в них лучшее из обоих миров. Фотография обладает возможностью мгновенного захвата облика с его красотой и даже харизмой; картина же обладает исключительной способностью передавать душу, эмоции, все то, на что фотографы никогда не могли надеяться»
.

1963, Sweden

Signed Art

Art Prices

Signature considered genuine

Signature considered genuine

Signature considered genuine

Signature considered genuine

Signature considered genuine

Born in Stockholm, Sweden, tutored in Nice, France by Beaux arts teacher Christian Geai.

In 2001 began an international collaboration with Opera Gallery, with galleries in Paris, New York, London, Singapore and Hong Kong. Also represented in galleries in Monaco, Hamburg, Oslo and Copenhagen.
Since 2012 represented in London at Albemarle Gallery.

Represented in Sweden at Mollbrinks Konst in Uppsala and at quality art auctions since 1998.

For me art is a thing of beauty, but even if the women I paint are very beautiful, I cannot profess to putting beauty at the forefront. It is all about capturing the soul, charisma and mysticism in a given moment of a fleeting situation and being able to relate this emotion to others.
The constant seeking for my own mode of expression is what drives me most when I create.

My art is greatly inspired by modern photo art. Expression-wise I am in the borderland between painting and photography.
In my painting I aim to create a feeling of modern photo art, thus combining the best of both worlds. The photo’s ability to capture the soul and charisma of a fleeting moment; the painting with its surface, finish and exclusive feel that the photo could never hope to reproduce.

To achieve this I have adapted my techniques more towards photographic expression than painted art.
This allows me to erase the borders between the photographic and painted art modes of expression.
I use a technically advanced and time-consuming layer by layer technique, building up my painting in many thin layers with no traces of brushwork. I use techniques like schumring and glaze painting, which gives the impression of photo art but with a painted finish. The layer by layer painting gives the colours depth and lustre.

My aim is to create contemporary, figurative painting that belongs in the here and now.

Född i Stockholm, utbildad i Frankrike hos Beaux-art läraren Cristian Geai i Nice.

Inledde 2001 internationellt samarbete med Opera Gallery med gallerier i Paris, New York, London, Singapore och Hong Kong. Även representerad på gallerier i Monaco, Hamburg, Oslo och Köpenhamn.
Sedan 2012 representerad i London av Albemarle Gallery.

Representerad i Sverige av Mollbrinks konst Uppsala samt på kvalitetsauktioner för konst sedan 1998.

Konst är för mig något vackert men jag vill inte påstå att skönhet är det jag främst sätter i fokus även om kvinnorna jag målar ofta är mycket vackra. Att fånga själen, utstrålningen och mystiken i ett visst ögonblick, i en viss situation och förhoppningsvis kunna förmedla denna känsla till andra.
Detta jämte sökandet efter mitt eget uttrycksätt, är det som driver mig mest när jag skapar.

Читать еще:  Живописный атлас мира. Carole Bressan

Mitt måleri är starkt inspirerat av modernt konstfotografi.
Uttrycksmässigt befinner jag mig i gränslandet mellan måleriet och den fotografiska konsten.
Ambitionen med mitt skapande är att få en känsla av modern fotokonst i mitt måleri och på så sätt kombinera det bästa ur dessa två världar. Fotografiets förmåga att fånga själen och utstrålningen i ett speciellt unikt ögonblick, måleriet med sin yta, finish och känsla av exklusivitet som fotografiet inte förmår att ge.

För att göra detta har jag anpassat mina tekniker som snarare närmar sig det
fotografiska uttryckssättet än den målande konsten. På så sätt suddar jag ut gränserna mellan den fotografiska och den målande konstens uttryckssätt. Jag arbetar med ett tekniskt avancerat och tidskrävande skiktmåleri och bygger upp mitt måleri i många tunna skikt utan spår av penselföring.
Istället arbetar jag i stor utsträckning med tekniker som schumring och lasurmåleri. Detta ger mig känslan som påminner om fotokonstens uttrycksätt men med en målerisk finish. Samtidigt ger skiktmåleriet i många lager mitt måleri komplexitet, djup och lyster i färgerna.

Min målsättning har varit att skapa ett modernt/contemporary figurativt måleri hemmahörande här och nu.

Художники Швеции

Швеция – страна удивительной красоты: сдержанной и величественной. Спокойные берега Ботнического залива и живописные острова юга, тундра Лапландии и лесистые скалы Норботтена, множество диких животных и огромная озерная система поражают воображение. Именно здесь жили и творили знаменитые шведские художники, прославившие свою маленькую северную страну во всем мире: Свен Рихард Берг, Кристиан Эрикссон, Густав Роберт Хегфельдт, Эрнст Иозефсон и многие другие.

Национальная живопись Швеции берет свое начало в XVII веке. Получают развитие следующие виды художественных жанров: портретный, пейзажный, анималистический. Отцом-основоположником шведской живописи считается Давид Клекер фон Эренштраль (1628—1698), немецкий художник, приглашенный в Швецию в Каролинскую зпоху. Его работы отличались громоздкостью и аллегоричностью, свойственными немецкой живописи того времени. На своих портретах Клекер нередко изображал представителей аристократии, при этом улавливал и подчеркивал характерные черты личности изображаемых людей, не скрывая порой их ограниченность, грубость и чванство (Портрет Ван дер Линде, 1661 год). В то же время существенный пласт творчества фон Эренштраля посвящен изображению обычных людей. В собрании картин Грипсхольмского замка есть изображенный им портрет трактирщика Медеви с сыновьями (1689), а также портрет старика Пера Ольссона, бывшего вождем сословных представителей крестьянства (1686).

До 50-х годов XIX века изобразительное искусство Швеции в своем развитии отставало развития живописи в центральной Европе. Постепенно, во многом благодаря влиянию французской живописи начинает развиваться и шведское изобразительное искусство. К середине ХХ века оно достигает своего расцвета.

Карл Улоф Ларссон (1853-1919) является одним из самых знаменитых художников Швеции. На своих полотнах он предпочитал изображать жизнь своей семьи, светлую, яркую, веселую. В альбомах «Спадарфет, наше загородное имение», «Наш дом» отражается внутренний мир художника, его концепция жизни. Из-под его кисти вышли такие картины, как «Завтрак под березой», «Сочельник». В 1909 году благодаря книге «Дом под солнцем», получившей огромнейшую популярность, Ларссон стал широко известен. Тот самый «дом под солнцем» – это его дом, в котором он прожил полную счастливых мгновений жизнь со своей женой и восьмью детьми, сейчас является музеем.

Существенный вклад в развитие не только шведской, но и западноевропейской живописи в целом, внес Андерс Леонард Цорн (1860—1920), чье искусство развивалось под влиянием импрессионизма. Цорн создавал свои работы с удивительно легкой виртуозностью подлинного таланта. Его смелые широкие мазки превращались в шедевры искусства («Тост» 1897, «Танец в Иванову ночь» 1897, «Девушки в бане» 1906). Художник много путешествовал, работал в Англии, Турции, Франции, Северной Африке, Италии. Но истинное вдохновение он получал в родной Швеции, чьих жителей он знал и понимал как самого себя. Его картина «Хлеб наш насущный» (1886), выполненная в акварели, является ярким примером умения Цорна описывать характер изображаемых на картинах людей с помощью мелких деталей. Постепенно основой творчества Цорна становится изображение обнаженного женского тела. Примерами являются картины «Идилия», «Купание у скал», «Холодная пора». Правда, не всегда творчество Цорна получало достойную оценку. Одно время его работы воспринимались слишком буквально и поверхностно, считались модой и даже оказывали дурное влияние на последователей его широкой «размашистости кисти».

Ярким представителем шведского символизма является Эуген Фредерик Янсон (1862-1915). Однако, при жизни он так и не получил признания. Основываясь только на своих наблюдениях, художник создавал картины, используя сочетание цвета и света. Он одним из первых начал изображать сумерки, используя глубокие синие тона. В течение 10 лет Янсон писал панорамы Стокгольма, никогда при этом не делая набросков. Многие свои работы Янсон назвал «Ноктюрн» в честь любимого композитора Шопена. Примерами его работ являются картины «Хорнсгатан», «Восход над крышами», «Риддарфьорд, Стокгольм».

В творчестве художников Швеции большую популярность имел также и портретный жанр. В пейзажной живописи четко прослеживается влияние не идеализма, а реализма – художники стремились показать облик родной природы, суровой, величественной и прекрасной в её естественной красоте.

Шведский художник Андерс Цорн

Андерс Цорн — Красный песок — 1903

Андерс Леонард Цорн (Anders Leonard Zorn), (1860, Мура, Коппарберг — 1920, Мура, Коппарберг), — шведский живописец, график, фотограф и скульптор, известный главным образом по оригинальной салонной живописи и светскому портрету. Среди его моделей были король Швеции Оскар II, президенты США Гровер Кливленд, Уильям Тафт, Теодор Рузвельт.

Андерс Цорн — Автопортрет — 1915

Андерс Цорн родился и рос на ферме родителей матери в Иврадене, в пригороде Муры, его отец, местный пивовар, так и не женился на ней/ Мальчик был незаконнорожденным, что вовсе не сказывалось на его жизнерадостном характере. Он рано проявил художественные способности — рисовал, делал деревянные фигурки, и уже в 15 лет начал учиться в школе при Королевской академии искусств, а потом и в самой Академии, подрабатывая рисованием заказных портретов.

Читать еще:  Искусство жизни. William Houston

Однажды ему заказали портрет девушки из богатой еврейской семьи, между ними вспыхнула любовь, Андерс Цорн и Эмма Ламм тайно обручились. Эмма не решалась признаться родным, текстильным магнатам, что выходит замуж не только не за еврея, но еще и за нищего художника, да еще и незаконнорожденного.

Эмма Ламм — 1881

Терновый куст — 1886

Ганнлод (Gunnlöd) — 1886

Миссис Уолтер Рэтбоун Бейкон. 1897

Но уже через несколько лет Цорн становится известен, а потом и знаменит в Стокгольме, а затем и в других странах, в США и, особенно, России, где он познакомился с Дягилевым, Мамонтовым, Шаляпиным, Репиным. Игорь Грабарь сказал о нем:

«Цорн — какой-то баловень судьбы, которого природа наделила всем, о чем только может мечтать художник».

В Петербурге он дал урок написания НЮ в Академии художеств, в этом жанре он писал много и с упоением, его обнаженные женщины прекрасны и жизнерадостны.

Портрет миссис Эбен Ричардс — 1899

Он и сам отличался неукротимым темпераментом и был любвеобильным — каждое лето он проводил поблизости от деревни своего детства, где купил участок земли и перенес на него дом деда, и каждой весной в деревне рождались незаконнорожденные детки, которым священник по желанию матерей давал имена «Андерс» или «Андреа». Жена Эмма смотрела сквозь пальцы на эти увлечения, только однажды она испытала тревогу, когда связь мужа с одной великосветской дамой длилась несколько лет.

Лани (Hindar) — 1908

На протяжении жизни Цорн писал и много автопортретов, прослеживая и отображая не только внешние изменения, происходящие в нем, но и внутреннее превращение неуверенного еще в себе молодого человека в успешного художника, богатого и знаменитого не только в Швеции, но и в мире.

Миссис Дональд Камерон (Portrait of Elizabeth Sherman Cameron) — 1900

Стасов писал об Андерсе Цорне, что тот изображал «всегда только то, что собственными глазами видел. но повсюду. вносил своею великою кистью столько правды жизни, света, поэзии, элегантности, жизненной радости, светлой души, что. бесспорно, является одним из самых блестящих представителей не только шведского, но европейского искусства».

Обнаженная в свете огня — 1904

Девушки из Даларны в сауне — 1906

Миссис Хове — 1900

Скалы в Даларё — 1887

Портрет миссис Пилц — 1913

Ванная комната — 1888

Миссис Саймонс — 1888

Женщина купающаяся в Сандхамне — 1906

Летний вечер — 1894

Невеста (Bruden) — 1886

В спальне — 1918

Четырнадцатилетняя обнаженная — 1916

Летнее удовольствие — 1886

В лодке Вернера (I Werners Eka) — 1917

Далекарлийская девушка за вязанием. Кеббедж Маргит — 1901

С мамой. В первый раз — 1888

Купающаяся женщина — 1892

Мария Кон — 1900

Обнаженная под елью (Лесная фея) — 1892

Портрет Лизен Ламм — 1885

Обнаженная на скалах

Миссис Эмили Крейн — 1904

Осмотр песчаного берега — 1914

Портрет миссис Лисен Самсон, урожденной Хирш — 1881

Искусство Швеции

Классицизм, так блистательно представленный в Швеции в 18—начале 19 столетия, становится холодным и риторическим. Это видно и в архитектуре, в постройках Фредрика Блома (1781—1853), и в скульптуре Бенчта Эрланда Фогельберга (1786—1854). Хотя Фогельберг вводит богов скандинавских саг в Пантеон ложно-классиков (статуи Тора—1844, Одина—1831; Стокгольм, Национальный музей), но это не придает его работам чувства и национального своеобразия.

В живописи относительно высокий уровень сохраняется в портрете, в частности в творчестве Олофа Иохана Сёдермарка (1790—1848), долго работавшего в Риме и в своих законченных и строгих по рисунку полотнах напоминающего Энгра («Портрет Каролины Биглер», 1835; Стокгольм, Национальный музей).

Однако новые тенденции начинают обнаруживаться в пейзаже и в бытовой живописи; интерес к реальному вместо идеального проявляется прежде всего в стремлении художников передать облик своей страны. Но пейзаж шведских художников холоднее интимно задушевных образов датских пейзажистов. Все же Карл Иохан Фалькранц (1774—1861), пытавшийся подойти к созданию образов родной природы, вооруженный изучением Клода Лоррена и Рейсдаля, сумел стать основателем национального пейзажа и положить начало реалистической традиции в этой области искусства.


Иоган Фредрик Хёккерт. Свадебный поезд в Хорнаване в Лапландии. 1858 г. Стокгольм, Национальный музей.

В бытовом жанре и исторической картине становление национальной школы возглавляет Иохан Фредрик Хёккерт (1826—1866). Художник работал на глухой и, казалось бы, безрадостной тогда окраине Швеции — в Лапландии. Его картины, изображающие убогий быт лапландской деревни, были настоящим поворотом к правде действительности. Лапландская серия Хёккерта благодаря качеству своей живописи выходит за пределы чисто этнографической документации.

Однако жанровая живопись в шведском искусстве середины 19 в. не достигла той демократической направленности и жизненной силы, которая проявилась в датском искусстве той же эпохи. Ощущения подлинно народного пафоса нет и у тех художников, которые стремились создать национальное искусство, обращаясь к древним сказаниям, народным песням (как, например, Нильс Иохан Бломмер (1816—1853), Аугуст Мальмштрем (1829—1901), Мартен Винге (1825—1896).

Решительный поворот и подъем начинаются в шведском искусстве с 1870-х гг., когда страна достигает больших успехов на пути капиталистического развития, богатеет и развивает свои зарубежные связи. Большое число одаренных шведских художников работает в Париже. Шведская колония в Париже становится авангардом нового национального направления в искусстве Швеции. В 1886 г. был основан Художественный союз. Среди многочисленной плеяды мастеров Этого времени выделился целый ряд ярких индивидуальностей: Иозефсон, Ларсон, Лильефорс и, наконец, сильнейший шведский художник-реалист нового времени Цорн.


Эрнст Иозефсон. Портрет Готтфрида Ренхольма. 1880 г. Стокгольм, Национальный музей.

Творчество Эриста Иозефсона (1851—1906) было противоречивым и не успело полностью развернуться во всю свою силу. Он работал в духе и реализма и раннего импрессионизма, много сил отдал темам сказочной фантастики. Выразительны его портреты, среди них — портрет журналиста Ренхолъма (1880, Стокгольм, Национальный музей). Иозефсон сумел здесь соединить силу непосредственного впечатления с характеристикой, вскрывающей черты прозаизма буржуазного века. Журналист воспринят и раскрыт художником как литератор-делец, с блокнотом в руке готовый спешно зафиксировать злободневную сенсацию. Иозефсон писал сцены рабочего быта, например испанских кузнецов возле мехов, а также испанских танцовщиц в предместьях Севильи и, наконец, много сказочных композиций. Фантастические темы («Гений ручья», 1884; Стокгольм, Национальный музей) постепенно стали преобладать в его искусстве над реалистическими. Душевная болезнь прервала его творчество. Человеком совершенно другого склада представляется Карл Ларсон (1853—1919). Круг его тем кажется довольно узким: это прежде всего дети, детский мир в семьях средней буржуазии, детская комната, которую Ларсон воспринимает как мирок домашнего уюта, освещенный робким лучом чистенького солнца. Г. В. Плеханов дал интересный анализ его творчества, связав это искусство с тем состоянием, в котором находились скандинавские страны, в которых «противоречия нынешнего общества достигают пока незначительной степени» (Г. В. Плеханов, Пролетарское движение и буржуазное искусство.- Избранные философские произведения, т. V, М., 1958, стр. 444.). «Идиллии Ларсона очень привлекательны, но круг идей, связанных с ними, очень узок». В то же время Плеханов восторгается «простотой и естественностью» Ларсона, «чистотой, свежестью и миром», которыми веет от его картин. Ларсон много работал и над декоративными панно. Но тенденции декоративизма все больше уводили художника в сторону стилизации.

Читать еще:  Живопись маслом. Michele West


Бруно Лильефорс. Орлы, напавшие на утку. 1897 г. Стокгольм, Национальный музей.

Художником особого круга наблюдений выступил в шведском искусстве Бруно Лильефорс (1860—1939). Первые его шаги не были признаны Стокгольмской Академией. Тогда он удалился в тихий уголок Лапландии и там всецело ушел в изучение животного мира своей страны, птиц и зверей. Лильефорс правдиво и очень убедительно изображает не только внешность животных, но и их жизнь, повадки, их жестокую борьбу за существование среди суровой северной природы.

Одним из самых крупных явлений скандинавского искусства конца 19 в. является Андерс Цорн (1860—1920). Русские художники — Репин, Серов и Врубель, Архипов — очень высоко оценивали искусство Цорна. Но его искусство было одно время модой и даже оказывало вредное влияние, поскольку воспринималось внешне односторонне и заражало своей виртуозной «лихостью», широкой «размашистостью кисти». На самом деле Цорн гораздо глубже. Художник работал во многих странах — в Англии, где впервые составил себе имя, в Италии, Испании, Венгрии, Турции, Северной Африке, в Париже, где почерпнул очень многое для своего живописного метода, в Америке, где писал портреты миллионеров; но после всякого такого путешествия он неуклонно возвращался в родную Дале-карлию, люди которой ему представлялись «солью земли»; их он знал и чувствовал лучше всего, потому что он сам был плотью от плоти своего народа. Именно отсюда идет здоровое начало искусства Цорна, несмотря на все те снижающие черты, которые на него наложила эпоха с ее проявлениями модернизма и буржуазного эстетизма. Цорн родился в крестьянской семье в деревне Бора в Дале-карлии. Еще будучи подпаском, он вырезал фигурки из дерева, в дальнейшем он никогда не бросал совсем скульптуры, но она не играла существенной роли в его творчестве. Он прежде всего живописец и (в позднем периоде)—гравер. Первые свои успехи Цорн завоевывает в акварели. Это работы тщательно выполненные до полной законченности деталей, с очень зоркой характеристикой людей и окружающей их обстановки. Такова его акварель «Хлеб наш насущный» (1886; Стокгольм, Национальный музей), изображающая в поле старушку крестьянку, сидящую в ложбине возле костра, на котором в котелке варится еда. Не только все черты лица крестьянки, но и все подробности: полушубок, обувь, корзинка, лежащая на земле, котелок, трава, отдельные листья и цветы чертополоха, колосья с зернами пшеницы — переданы художником во всей их конкретности и притом так, что ни одна из этих деталей не только не мешает общему образу — трудового дня в поле, но, наоборот, каждая вносит свою ноту в полноту переданного состояния.

К масляной живописи Цорн обращается лишь со времени пятилетней работы в Париже (1887—1893). Его внимание привлекает живопись Бастьен-Лепажа. Цорн пишет в это время много сценок народного быта: рыбаков, женщин-крестьянок, пекущих хлеб или за другой домашней работой — тканьем, уборкой, стиркой и т. п.; он пишет сцены ярмарок, танцы народных гуляний, зарисовывает характерные народные типы.. В эти годы он впервые вырастает во всю свою силу как портретист. Со всей остротой непосредственного впечатления, сводя порой цветовую серебристо-серую гамму к контрасту теплого и холодного, он широко и сильно, поразительно жизненно лепит лицо и руки своих моделей, небрежно намечая остальное — например, в портрете французского артиста Коклена (1889; Стокгольм, собрание Торстена Лаурина), улыбающегося и готового продекламировать очередную роль. Наконец, все большее значение в искусстве Цорна занимает изображение женского обнаженного тела во время купанья в комнате или среди природы. Его увлеченные, широкие, полные чувственного оптимизма Этюды с натуры становятся своеобразным гимном здоровой плоти, радости жизни. В искусстве Цорна есть черты, сближающие его с импрессионистами и отличающие его от них. Цорна сближает с импрессионистами интерес к проблемам света и изменениям цвета предметов от света, воздуха, среды и рефлексов. Но в его картинах всегда ощущаешь объемность и материальность, в них никогда не исчезает предметность. Непосредственное впечатление от природы, которое для Цорна является высшим законом его видения, сообщает его картинам большую остроту, убеждающую простоту, впечатление жизненной правды, ликующей радости жизни. Но в го же время здесь лежит и ограниченность его восприятия: его простота слишком порой упрощенно наглядна. Оптимизм его поздних работ слишком часто начинает заменяться только чувственной радостью. Широта его живописи начинает нередко превращаться в эффектный прием. Творчество Цорна является заметным вкладом и в западноевропейскую графику, в частности в офорт. Он вносит в него те же положительные качества и те же недостатки, которые свойственны его живописи.


Андерс Цорн. Портрет Поля Верлена. Офорт. 1895 г.


Андерс Цорн. Сидящая девушка. 1902 г. Стокгольм, Национальный музей.

Подъем национальной школы в Швеции 80—90-х гг. был кратковременным. В 1886 г. к программе борьбы за национальное искусство присоединились восемьдесят шесть самых талантливых художников Швеции; но уже в 1900-х гг. положение существенно изменилось; символисты, а затем последователи «диких» резко поворачивают в сторону космополитического формализма.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector