Женщины-классики: 17 художниц, которых вы не знали

Женщины-классики: 17 художниц, которых вы не знали

Женщина за мольбертом: 20 художниц XVI — XIX века, получивших мировое признание

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Впервые начали появляться полотна, подписанные женскими именами, лишь в эпоху Ренессанса. Но, чтобы добиться полного равноправия и признания в изобразительном искусстве понадобилось еще пятьсот лет. Лишь к началу 19 века женщины у мольберта заняли свое достойную страницу в истории мирового искусства.

Потрясающие портреты Розальбы Карреры, изысканные полотна Мари Виже-Лебрен, поэтичные образы Анжелики Кауфман принесли художницам мировую славу и уважение. Берта Моризо и Сюзанна Валадон своими мастерски написанными полотнами доказали, что они не только модели, вдохновлявшие великих импрессионистов Огюста Ренуара и Клода Моне, но и сами талантливейшие художницы.

История искусства и по сей день не особо благосклонна к женщинам-художницам. Однако достойных женских имен равнозначных мужским известным именам в области живописи не так уж и мало, как кажется на первый взгляд.

Катарина ван Хемессен (1528 —1587)

Caterina van Hemessen — дочь и ученица нидерландского художника Яна ван Хемессена. Была придворной художницей королевы Марии Австрийской.

Софонисба Ангиссола (1532-1625)

Sofonisba Anguissola — испанская художница, которая была придворным живописцем короля Испании. Ее кисти принадлежат множество портретов членов королевской семьи и аристократов. Ее две сестры, также были художницами.

Лавиния Фонтана (1552—1614)

Lavinia Fontana — итальянская художница болонской школы.

Артемизия Джентилески (1593-1653)

Имя Artemisia Gentileschi — символ борьбы женщины за право быть художником в Италии. В 17 веке ей удалось стать первой женщиной, которую приняли в старейшую в Европе Академию изящных искусств во Флоренции.

Дочь художника — Орацио Джентилески, была в тематике и стилизации последовательницей Караваджо. Ее живопись стала отражением личной драмы, так как ей пришлось пережить позорный судебный процесс, связанный с сексуальным насилием. Поэтому основной темой ее творчества была женская способность отстаивать собственное достоинство.

Мария ван Остервейк (1630-1693)

Анна Васер (1678–1714)

Anna Waser — швейцарская художница и гравер.

Розальба Каррера (1675— 1757)

Rosalba Carriera — итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, одна из основных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции.

Ангелика Кауфман (1741-1807)

Немецкая художница, дочь живописца Angelica Katharina Kauffmann вошла в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков, она и Мэри Мозер — художница из Швейцарии, были единственными женщинами, получившими в ней членство.

Ангелика Кауфман удалось достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стать признанным мастером классицизма.

Элизабет Виже-Лебрен (1755—1842)

Еlisabeth-Louise Vigеe-Le Brun — французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентиментального направления в классицизме.

Талантливейшая французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён пользовалась огромной популярностью среди знатных заказчиков. Она настолько была востребована, что с 15-летнего возраста могла на заработанные деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата.

Сентиментальный жанр позволял художнице изображать портретируемых в весьма выгодных позах и элегантных одеждах, поэтому Луиза Виже-Лебрён пользовалась любовью среди французской аристократии и членов монарших семей.

Она написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты, а позже став ее придворной художницей создаст еще около 30 ее портретов. В годы французской революции Луизе Виже-Лебрён пришлось покинуть Францию и отправиться в путешествие по миру. Шесть лет она жила и в России. Была знакома с императрицей Екатериной II, с которой задумала написать портрет. Однако не успела — императрица умерла, еще не начав позировать.

Маргерит Жерар (1761 —1837)

Marguerite Gеrard — французская художница, ученица Фрагонара.

Мария Башкирцева (1858-1884)

Башкирцева Мария Константиновна — уроженка села Гавронцы Полтавской губернии, большую часть прожившая во Франции, считала себя русской писательницей и художницей. Умерла в 26 лет от туберкулеза.

Мари Виктория Лемон (1754-1820)

Мари Виктория Лемон — французская художница, принимавшая участие в художественных салонах.

Мари Габриэль Капет (1761–1818)

Marie-Gabrielle Capet окончила Королевскую Академию Искусств в Париже в то время, когда в учебном заведении разрешалось учиться лишь четырем женщинам одновременно. Была талантливой портретисткой, мастерски писала акварелью, маслом и пастелью. Принимала участие в художественных выставках и салонах.

Аделаида Лабиль-Жиар (Винсент) (1749-1803)

Adеlaide Labille-Guiard — французская художница-портретист, основательница первой Парижской женской школы живописи.

Анна Валлайе-Костер (1744-1818).

Анна Валлайе-Костер — французская художница, дочь королевского ювелира, любимица королевы Марии-Антуанетты.

Мари-Элизабет Каве (1809-1882)

Так же известна под именем Eliza Blavot — французская художница, писательница и преподавательница искусств.

Элиза Кунис (1812-1847)

Elisa Counis — итальянская художница.

Каролина фон дер Эмдбе (1812-1904)

Caroline von der Embde — немецкая художница.

Роза Бонёр (1822—1899)

Rosa Bonheur — французская художница-анималист.

Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825—1867)

Софья Васильевна Сухово-Кобылина — русская художница ставшая первой женщиной, окончившей Академию художеств с золотой медалью.

Этот список можно продолжить и далее перечислять имена и достижения художниц с мировыми именами, жившими и творившими в 20 веке. Это и Тамара де Лемпицки с ее эффектными произведениями, Фрида Кало с пронзительными картинами. А также воодушевляться, испытав настоящий восторг, при виде работ русских художниц Зинаиды Серебряковой и Александры Экстер.

Однако мужчины-художники по-прежнему норовят принизить роль женщин в истории искусства и поддерживают миф, что они плохие художники: «Даже если в занятиях живописью в художественной академии более 90 процентов составляют женщины, это факт, что очень немногим из них удастся стать по-настоящему мощными художниками»,- заявил Георг Базелиц — известный немецкий художник.

Талантливым просвещенным женщинам во все времена приходилось нелегко. Многим приходилось отказываться от семейных уз ради своего творчества, оставаясь при этомстарыми девами.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«История художниц не имеет конца». Женщины, которые изменили искусство

Однажды будущим искусствоведам показали две восхитительные картины. Одну из них написал Джексон Поллок, другую — некто по имени Ли Краснер. «Это его жена», — уточнила профессор, снимая очки. Ли была женщиной, была художницей, и она была хороша. Мужское имя в истории искусства ни у кого не вызвало удивления. А вот женское… Обычно художницы жили своей жизнью, создавали прекрасные произведения и оставались в тени.

В издательстве МИФ вышла книга «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю», которая восполняет пробелы. Выбрали из нее несколько интересных фрагментов.

15 великих имен

Студентка Бриджит Куинн была на той самой лекции о Поллоке. Она решила узнать о женщинах-художницах как можно больше. Каково значение искусства, созданного ими? В чем ценность их жизни? Почему так часто их просто не замечали?

Ли Краснер. Автопортрет. 1930

В ее список вошли Ли Краснер, Артемизия Джентилески, Элизабет Виже-Лебрен, Роза Бонёр, Ванесса Белл — всего 15 имен потрясающих и очень разных художниц. Их судьбы поражали многообразием: от всепобеждающей славы до непроходимой безвестности. Их работы принимали за творения признанных гениев — Жака-Луи Давида или Франса Халса. И у каждой была своя история.

Караваджистка

Профессор Американского университета Мэри Гаррад писала:

«Было много караваджистов, но караваджистка только одна».

Речь об Артемизии Джентилески. Она родилась в 1593 в семье живописца, рано потеряла мать, а в 17 лет пережила насилие. Девушка не сломалась: выиграла суд и впоследствии вышла замуж за флорентийского художника.

Артемизия владела новаторским стилем Караваджо. Ее наставником был Микеланджело Буонарроти — внучатый племянник великого гения, Галилео Галилей считался ее другом, а семья Медичи оказывала ей покровительство. Она сумела добиться успеха: стала членом Академии рисунка — и первой женщиной в этом заведении.

Читать еще:  Индийский художник. Jagannath Paul


Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе аллегории Живописи. 1638–1639

Художница писала портреты многих выдающихся женщин — Эсфири, Марии Магдалины, Клеопатры, Лукреции. В этот пантеон женской силы вошла и сама Артемизия.

Таинственная монограмма

Многие слышали о знаменитой краже оригинала «Моны Лизы» Леонардо в 1911 году (через два года картину нашли). Вот не менее захватывающий, но менее известный случай. В 1893 году выяснилось, что недавно приобретенное Лувром великолепное полотно голландца Франса Халса оказалось… вовсе не Халсом.

В отделе реставрации обнаружили подпись, принадлежащую другому художнику. Собственно, это даже не подпись, а странная монограмма: буква J и справа от нее яркая звезда. Лувр был взбешен. Музею выплатили символические компенсации.

Веселое общество. Деталь картины с монограммой

Автором оказалась Юдит Лейстер. Она родилась в голландской семье, не имевшей отношения к искусству. Училась у художника — никто не знает какого. Уже в 20 лет написала «Автопортрет», явно свидетельствовавший об одаренности и мастерстве автора. Лейстер часто сравнивали с Халсом. Она написала немало веселых жанровых сцен с пьяницами, лютнистами и скрипачами, напоминающих его работы, но из-под ее кисти выходили и совершенно другие картины, предвосхищавшие спокойные и насыщенные интерьеры Вермеера.

Юдит Лейстер. Автопортрет. Ок. 1630

Возможно, монограмма вместо подписи была выбрана художницей с оглядкой на мир коммерции, не вполне готовый принять талантливую женщину-живописца. Подумать только: без этого уникального знака Лейстер могла бы навеки затеряться в веках.

Картины и огонь

Аделаида Лабий-Гийар с детства стремилась быть художницей. В 14 лет при любой возможности брала уроки у соседей. Масляную живопись осваивала под руководством Франсуа-Андре Венсана, друга детства и сына своего первого учителя. Наконец, в 1783 года Лабий-Гийар была избрана в Академию живописи и скульптуры, а в 1787 году на Парижском салоне к ней пришел настоящий успех.

Аделаида Лабий-Гийар. Автопортрет с двумя ученицами, мадемуазель Мари-Габриэль Капе и мадемуазель Каро де Розмон. 1785

К сожалению, революция внесла в жизнь художницы свои коррективы. Аделаида задумала работу, которая должна была возвысить ее до уровня исторического живописца — «Месье, Великий магистр ордена Святого Лазаря, принимает рыцаря». Директория парижского департамента 11 августа 1793 года потребовала, чтобы она передала властям «большие и малые портреты бывшей знати и все наброски, сделанные к ним, дабы предать их огню». Пришлось подчиниться — выбора не было. Все остальное обернулось бы верным самоубийством.

Мало кто знает, что у знаменитой писательницы Вирджинии Вулф была сестра —художница Ванесса Белл. Женщины казались полными противоположностями. Ванесса была сдержанна, гладила мужу рубашки и воспитывала детей. Вирджиния — искрометна, капризна, эмоционально неустойчива и бездетна. Ванесса прожила долгую жизнь, Вирджиния собственноручно оборвала свою. Ванессу мало кто помнит, Вирджинию боготворят.

Обе находили друг в друге источник вдохновения. Белл рисовала обложки для книг сестры. Выведенные ее рукой абстрактные образы (обложки отличаются очаровательной буквальностью) стали отличительной чертой типографии и издательства Hogarth Press, открытых Вирджинией и ее мужем. Вирджиния писала романы с героями, похожими на Ванессу. Например, критики отмечали, что образ Сьюзен в «Волнах» списан с Белл, а произведение в целом создано под влиянием ее картин.

Ванесса Белл. Вирджиния Вулф. 1912

Писательница Жермен Грир однажды признала: «История художниц не имеет конца — можно сказать, она только начинается». Бриджит Куинн в финале своей захватывающей, дерзкой, глубокой книги продолжила эту мысль: «Возьмите вместо слова художница любое другое, и смысл не изменится. Поставьте вместо него все, что вам нравится: поэт, архитектор, режиссер, актер, хирург, астронавт — и действуйте. Великие жизни и великие дела бесконечны. Нужно просто уметь видеть их. И конечно, создавать». Вдохновляет, правда?

Подготовлено по книге «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Художницы 19-го века, которые открыли женщинам путь в мир искусства (10 фото)

Сердце Франции, славящееся своими академиями искусств, в 1800-х привлекало художников со всего мира. Среди них было много женщин – Мэри Кэссетт, Берта Моризo, Роза Бонер и другие. К сожалению, большинство художниц того времени либо забыты, либо их известность ограничивается сносками в учебниках по истории искусств. Проект «Художницы в Париже» изменил это, восстановив память о 37 женщинах из 11 стран, которые изучали искусство в Париже во второй половине XIX века.

В те времена заняться художественной деятельностью, будучи женщиной, было очень проблематичным решением. Несмотря на новые возможности для обучения, женщинам зачастую отказывали. Художество считалось мужским делом, но некоторые отважные дамы оставались преданными своему делу, невзирая на трудности и ограничения.

Мари Бракемон

Мари Бракемон. «На террасе в Севре» (1880)

Мари Бракемон принадлежала к рабочему классу, и возможности изучать искусство в высших школах у нее не было. Мари училась самостоятельно. Ее первая работа – портрет своей матери, которую Бракемон нарисовала с помощью самодельных красок из цветов. Один из друзей семьи, узнав, что она талантливо рисует, купил ей набор акварельных красок.

Дисциплинированность Мари отражалась и на ее стиле. С другой стороны – ее работы напоминали стиль Жана Огюста Доминика Энгра, у которого она иногда обучалась. К сожалению, с Энгром пришлось попрощаться, поскольку он «сомневался в мужестве и настойчивости женщины в области живописи».

Бракемон – представительница импрессионизма. Она часто изображала свою сестру Луизу, сцены из парков, садов и публичных мест, в которых женщинам предоставлялась свобода передвижения.

История Мари достаточно трагична. Она была невероятно талантливой, многообещающей художницей, но вышла замуж за человека, который обесценивал ее одаренность. Карьера Бракемон была не особо успешной, в отличие от других художников, которые получали поддержку от своих семей.

В 1866 году художница вышла замуж за властного человека, Феликса Бракемона. Ее последняя выставка прошла на заключительном показе импрессионистов в 1886 году, после чего она покончила с художественной карьерой.

Мария Константиновна Башкирцева

Мария Башкирцева. «В студии» (1881)

Мария Башкирцева родилась в Украине, в семье богатых дворян. У них была возможность переехать в Париж и отправить дочь в Академию Жюлиана. Мария училась там с 1877 по 1884 год. Изначально она хотела заниматься пением, но не смогла этого сделать из-за туберкулеза, который в конечном счете забрал ее жизнь.

В 1880 году Башкирцева написала картину, ставшую широко известной в Академии. На ней изображены художницы, пишущие с натуры.

Работы Марии Башкирцевой выставлялись в Парижском салоне в 1880-х годах, завоевав почетное упоминание в 1883 году. После смерти в возрасте 25 лет, Мария стала известной благодаря посмертно опубликованному дневнику, который она начала вести, когда ей было двенадцать.

В своем дневнике она выразила мнение по поводу обстоятельств, в которых находилась: «Если бы я родилась мужчиной, то покорила бы Европу. Родившись женщиной, я истощила энергию на споры с судьбой и эксцентричные выходки».

Амели Бори-Сорель

Амели Бори-Сорель. «Dans le bleu» (1894)

Амели родилась и провела раннее детство в Испании. Бори-Сорель добавила фамилию матери к своей, чтобы почтить память предков.

Художница мастерски владела навыком рисования пастелью. На одном из известных холстов под названием «Dans le bleu» изображена задумчивая женщина, которая пьет и курит. Ее работы получили множество наград, в том числе в 1889 и 1900 на Всемирных выставках.

Читать еще:  Женственные формы. Paul Laurenzi

Бори-Сорель вышла замуж за Родольфа Жюлиана, основателя известной академии, где стала учительницей в 1895 году. Амели смогла балансировать между своим творчеством и преподаванием, построив надежную карьеру. После смерти Родольфа в 1907 году Академией помогали управлять племянники Амели.

Элизабет Норс

Элизабет Норс. «Мать» (1888)

Норс родилась в Цинциннати, штат Огайо. Элизабет была одной из немногих женщин, допущенных в художественную академию. После того, как ее родители умерли в 1882 году, она отказалась от возможности преподавать и переехала со своей сестрой Луизой в Нью-Йорк. Пять лет спустя сестры переехали в Париж, где Элизабет продолжила обучение.

Норс неоднократно бывала настоящей звездой на выставках. Ее автопортрет 1892 года, в котором изображен рабочий процесс, является прекрасной иллюстрацией силы и решительности, необходимой для достижения успеха в творческой сфере.

Знаменитая картина «Мать» дебютировала в Парижском салоне в 1888 году. Ее признали невероятно успешной. Картина была показана еще на пяти выставках в течение семи лет. В 1914 году она висела в кабинете Вудро Вильсона в Нью-Джерси, когда он был губернатором. Норс стала второй женщиной, признанной членом Société Nationale des Beaux-Arts.

Элизабет должна была финансово поддерживать свою сестру, не могла полагаться на преподавательскую зарплату или на своего мужа. Несмотря на это у художницы получилось зарабатывать на жизнь своим творчеством.

Мина Карлсон-Бредберг

Мина Карлсон-Бредберг «Академия Жюлиана. Мадемуазель Бесон пьет из бокала» (прибл. 1884)

Мина Карлсон-Бредберг начала свое обучение вместе с двумя шведскими художницами – Керстин Кардон и Амандой Сидуллой. Позже она переехала в Париж и занималась профессиональным обучением с 1883 по 1887 год.

Карлсон-Бредберг преуспела во многих жанрах живописи: от пейзажа до цветочных натюрмортов, включая изображение интерьеров и религиозных сцен.

Она выставляла свои портреты в Парижском салоне с 1887 по 1890 года и получила почетное упоминание на Всемирной выставке 1889 года. В 1890 году она вернулась в Стокгольм и преподавала в художественной школе, созданной Элизабет Кейзер, ее подругой и одноклассницей.

Когда ей было 20 лет, семья Карлсон-Бредберг заметила, как она целуется с мужчиной, и вынудила Мину выйти замуж. Союз, который длился семь лет, ограждал ее от искусства. Она снова вышла замуж в 1895 году, и снова ее муж не одобрил художественную карьеру. Говорят, она предупреждала своих племянниц: «Девочки, помните, как вам повезло, что вы не замужем!»

Луиза Катерина Бреслау

Луиза Бреслау. «Друзья» (1881)

Рисование для Луизы Бреслау было способом избавление от скуки. Луиза была болезненным ребенком, из-за чего ее отправили в монастырь. Вскоре она переехала в Париж, чтобы учиться в академии. После успеха в Парижском салоне, где она впервые выставлялась в 1879 году, художница открыла свою собственную студию.

Ее картина «Друзья», на которой изображена Луиза со своими соседками по комнате (оперной певицей и другой художницей), получила почетное упоминание в салоне и гастролировала по Европе.

Луиза завоевала золотую медаль на Всемирной выставке 1889 года в Швейцарии. Государство купило три ее работы из салона Société Nationale des Beaux-Arts, где она выступала в качестве жюри. Ее работа была оценена так высоко, что в 1901 году она стала первой иностранкой, получившей Орден Почётного легиона Франции.

Несмотря на всеобщее признание, у «Друзей» были свои противники. Картину повсеместно пародировали, рисовали на нее карикатуры и высмеивали в прессе. В одной карикатуре вместо женщин изображалось трио собак. Это в очередной раз указывает на проблемы, с которыми сталкивалась художница, ступив на творческий путь.

Хелена Шерфбек

Хелена Шерфбек. «Дверь» (1884)

Хелене Шерфбек было всего 11 лет, когда она начала учиться в Академии изящных искусств Хельсинки. В 1879 году академия вручила Хелене грант на обучение в Париже. Шерфбек путешествовала по Франции, став близкой подругой австрийской художницы Марианны Стоукс. Художница обучалась в Академии Коларосси.

Она была единственной финской художницей, которая принимала участие в Балтийской выставке в Мальмё, Швеция, в 1914 году. Шерфбек выставляла там свои работы вплоть до самой смерти в 1946 году.

Шерфбек провела 10 лет своей жизни, заботясь о матери в отдаленной деревне, и все это время была отделена от своей деятельности. В память о художнице периодически организуют выставки ее работ, включая большую гастролирующую выставку по случаю 150-летия Хелены. К сожалению, художница осталась популярной только в пределах родной страны.

Эллен Теслефф

Эллен Теслефф. «Эхо» (1891)

Эллен Теслефф родилась в Хельсинки и училась в частной финской художественной школе, начиная с 16 лет. По окончанию школы поступила в Академию изящных искусств Хельсинки.

Переехав в Париж в 1891 году, чтобы учиться в Академии Коларосси, она участвовала в создании финской группы Септем, которая позже принесла импрессионизм в скандинавскую страну. Ее картина «Эхо» была хитом на выставке 1891 года в Финском художественном обществе, критики назвали работу Эллен «прорывом».

Теслефф много путешествовала, выставляя свои работы во Флоренции, Париже, Стокгольме и Санкт-Петербурге. Она выиграла бронзовую медаль в 1900 на Всемирной выставке в Париже.

Теслефф была признана почетным членом Общества художников Финляндии и удостоилась медали Pro Finlandia, врученной лично президентом в 1951 году. Опять же, за пределами родной страны о художнице практически ничего не знают.

Энни Хопф. «Аутопсия» (1889)

Энни Хопф родилась в Швейцарии и переехала в Париж в 1882 году. Она жила с другим швейцарским студентом, Оттилье Родерстейном, который, возможно, был ее любовником. Биография художницы остается в тайне. Известно только о ее выставках, обучении в столице Франции и профессорской деятельности в Берлинской академии искусств.

Несмотря на ограниченную информацию о карьере Хопф, ей удается очаровать зрителя всего одним произведением под названием «Аутопсия». На ней изображено мертвое тело, лежащее на столе для вскрытия и стоящий над ним ученый. Историки смогли идентифицировать ученого, но как Энни получила доступ к вскрытию, остается загадкой.

10 современных художниц, о которых нужно знать

Как утверждает печальная статистика, пробиться женщине в искусстве невероятно трудно. И хоть больше половины выпускников всех художественных школ и институтов составляют именно женщины, дальше всё намного труднее. Мужчины, будь они хоть менее талантливее, легче строят карьеру танцоров, художников, скульпторов, дизайнеров…Таковы факты. Но во всяких правилах есть и исключения.

Эти женщины сломали статистику и пробились в мир художественной элиты, добились признания и вовсю творят. Какие же они, современные художницы? И как выглядит современное искусство с точки зрения женщин? Попробуем ответить.

1. Алекса Мид (Alexa Meade)

Алекса прославилась своим необычным подходом к картинам — она рисует на настоящих людях, превращая их в картины 2D формата. В какой то степени, она классический портретист, людей она рисует людьми, а не квадратиками или цветовыми сочетаниями. Просто для своих классических рисунков Алекса Мид выбирает не классические холсты, а собственно людей.

2. Лор Прувост ( Laure Prouvost)

Премия Тёрнера — это самая элитная награда для художника. Её распределение только подтверждает нашу печальную статистику — за все годы своего существования, женщин победителей было всего 13 процентов. В 2013 году Лор присоединилась к элитному меньшинству женщин-художников с Премией Тёрнера в биографии. Французская художница работает в разных жанрах и в 2013 выиграла престижную премию за свою видео-инсталляцию Wantee с элементами рисунка, скульптуры и живописи.

3. Викто Нгаи (Victo Ngai)

Эта невероятно одарённая девушка-иллюстратор может быть вам знакома по многочисленным копиям её работ в интернете. Художница сейчас работает в Нью-Йорке, где рисует для известных журналов типа New Yorker, сотрудничала с IMAX, McDonald’s, General Electric и однажды даже попала в список журнала Forbes «30 талантливых и успешных, которым не исполнилось 30 лет».

Читать еще:  Индийские темы. Usha Shantharam

Читайте также Винтажные рождественские украшения

4. Читра Ганеш (Chitra Ganesh)

Работы этой художницы из Бруклина вдохновлены всем и сразу: греческой, индийской и буддистской иконографией, европейскими портретами 19 века. Странная смесь, не так ли? Оригинальная. Вот и работы Читры так же оригинальны и судя по её напряжённому графику выставок по всему миру, очень популярны.

5. Аурель Шмидт (Aurel Schmidt)

Необычная и эксцентричная Аурель любит превращать такие казалось бы не художественные предметы, как банки от кока-колы, пива, сигареты, средства личной гигиены в предметы для вдохновения. Помимо красивых цветочков, нарисованных талантливой рукой, в портфолио художницы можно найти и портрет мужского полового органа на цветочной лужайке с бабочкой, и женские прелести, и полностью обнаженную фотосессию с её любимым человеком. Вот такая она, современная художественная богема из Нью-Йорка, Манхэттен.

6. Кэитлин Черри (Caitlin Cherry)

Ещё одна художница из Нью-Йорка вдохновляется набросками Леонардо Да Винчи и уже создаёт собственные маленькие шедевры для музея в Бруклине.

7. Наниба Чакон (Nanibah Chacon)

Девушка из Нью-Мехико начинала как граффити художник в 16 лет. Через 10 лет, после рождения сына, она взялась за живопись маслом и весьма в этом преуспела. Основная тема работ — феминизм и свобода через призму истории и современную культуру.

8. Лиза Солберг (Lisa Solberg)

Лиза известна своими абстракциями, картинами в стиле экспрессионизма и огромными инсталляциями, которые буквально занимают всю комнату. Сейчас она только в начале своей карьеры, но уже принимает участие в выставках по всему США.

9. Вангечи Муту (Wangechi Mutu)

Коллажи Вангечи — это полностью другой мир, посвящённый исследованию личности, культурного наследия, уникальности каждого человека, истории, современного положения в Африке, будь то мода африканских племён или политика.

Читайте также Картины, излучающие осеннее волшебство

10. Ванесса Прагер (Vanessa Prager)

Совсем молодая, но очень талантливая художница из Калифорнии прославилась своими яркими, богатыми на цвета и оттенки, картинами в классическом понимании этого слова. За основу Ванесса берёт фотографии из своей жизни, а в итоге получаются вот такие чудеса…

«Она почувствовала себя никому не нужной»

Почему в искусстве так мало великих женщин? Виноваты мужчины

«История искусства представляет собой историю мужчин, глядящих на женщин, историю опредмечивания женских тел, которым придаются экзотические свойства в гробницах произведений искусства», — эта цитата из исследовательницы истории искусств Риты Фэлкси открыла дискуссию о феминистских стратегиях в искусстве и эстетике. Выпускницы МГУ организовали третью встречу, посвященную проблемам феминизма, и попытались ответить на вопрос, почему в истории искусства сохранилось так мало женских имен. «Лента.ру» публикует выдержки из лекции.

Оксана Киташова: «История искусства как история женского угнетения»

Как художники становились «великими»?

История европейского искусства в привычном для нас понимании начинается с Джорджо Вазари и его труда: «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», в который входят биографии более ста художников, из которых всего лишь тринадцать — женщины. Эта работа стала отправным пунктом для дальнейшего развития истории искусств.

Одной из первых, кто критически взглянул на традицию истории искусства, стала Вирджиния Вулф, написавшая в 1929 году эссе «Своя комната», где подняла вопрос о том, почему в литературе так мало женщин среди поэтов и писателей.

«Я спрашиваю, почему в елизаветинскую эпоху не было женщин-поэтов, а сама толком ничего не знаю об их воспитании, образе жизни: учили ли их писать, был ли у них свой угол в общей комнате, у многих ли к двадцати годам были дети — короче, чем они занимались целый день? Денег у них точно не было; по словам профессора Тревельяна, их выдавали замуж против воли прямо из детской — вероятно, лет с пятнадцати. Уже поэтому было бы странно, если б одна из них писала как Шекспир».

Следующий важный шаг был сделан в 1971-1972 годах. Американская исследовательница Линда Нохлин опубликовала работу, в заглавие которой вынесла вопрос: «Почему не было великих женщин-художниц?»

Сперва Нохлин обозначила, что соблазн броситься в анналы истории и показать, что были и скульпторши, и художницы — огромен, но гораздо важнее задать вопросы к самому вопросу, потому что убеждения, на которых он основан, должны быть пересмотрены.

Например, Нохлин раскритиковала феномен «великого художника» как таковой. Возможность называть того или иного художника великим — способ для искусствоведа обеспечивать себе заработок, потому что им нужно о ком-то писать монографии, устраивать выставки.

Что мешало женщинам стать великими?

У женщин в принципе было меньше возможностей стать художницами. Начнем с эпохи Возрождения, когда искусство все еще воспринималось как ремесло и создавалось в неких закрытых гильдиях. Даже если девушка родилась в семье художника, заниматься живописью у нее практически не было времени, в ее обязанности входила работа по дому и уход за детьми.

В эпоху Просвещения женщин стали принимать в некоторые учебные заведения, но с оговорками. Например, женщина не могла появиться в натурном классе, так как ей было запрещено рисовать обнаженную натуру — как мужскую, так и женскую. Это критически важный момент в становлении карьеры художника, потому что с конца XVI века начала формироваться строгая иерархия жанров.

Больше всего ценились религиозная, мифологическая и историческая живопись. Часто на таких полотнах присутствовали обнаженные персонажи. Женщинам негде было тренировать навыки изображения человеческого тела, поэтому им оставались малые жанры, которые к концу XVIII века принято было называть низшими: портрет, пейзаж, натюрморт.

Например, на картине Иоганна Цоффани «Портрет членов королевской академии в натурном классе» 1772 года женщины изображены только на стене в виде портретов.

Иоганн Цоффани «Портрет членов Королевской академии в натурном классе», 1772 год

Изображение: Иоганн Цоффани

Жены, дочери, музы художников

Достаточно привести несколько примеров, чтобы понять, каково было вдохновлять великого художника, быть его опорой и поддержкой.

Мариетта Робусти (1560-1590) — дочь Якоба Робусти, больше известного как Тинторетто, помогала отцу в его мастерской и настолько преуспела в рисовании, что даже сегодня не все критики в состоянии отличить ее работы от работ Тинторетто. Мариетта была выдана замуж и умерла в родах в 30 лет.

Констанция Майер (1774-1821) обучалась живописи в парижской художественной школе для молодых женщин в Лувре под руководством Иосифа-Бенуа Савье, Жан-Батиста Греза и Пьера Поля Прюдона, с которым впоследствии связала свою жизнь. Она воспитывала его детей от первого брака и работала вместе с ним. Их художественный стиль стал так близок, что исследователи до сих пор с трудом различают их работы. Закончилась эта история тем, что Прюдон отказался жениться на Констанции. В возрасте 46 лет она почувствовала себя старой, никому не нужной женщиной и совершила суицид.

Элизабет Сиддал (1829-1862) была музой художников-прерафаэлитов и любовницей Данте Габриэля Россетти. Во время позирования Джону Эверетту Милле в холодной ванной для картины «Офелия» девушка серьезно заболела. Врач прописал ей лекарство на основе морфия. Она принимала его, будучи в тяжелой депрессии, вызванной неверностью Россетти. После рождения мертвого ребенка ее состояние ухудшилось. До сих пор неизвестно, совершила ли она самоубийство или умерла от передозировки лекарства. Ей было 33 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector