Живопись всегда внутри. Amar Illescas

Живопись всегда внутри. Amar Illescas

Известные картины, которые скрывают ещё одно изображение под слоем краски

Живописцы часто меняют свои произведения по ходу работы. Бывает так, что первоначальная задумка сильно отличается от конечного результата.

Но исследования помогают нам выявить «оригинал», скрытый под слоем краски. Иногда обнаруживаются поразительные вещи…

Вот 9 картин с «двойным дном»:

1. «Чёрный квадрат», Казимир Малевич.

Эта картина всегда вызывала много споров. А новая волна обсуждений вспыхнула в 2015 году, ровно через 100 лет после её создания, когда под слоем чёрной краски было обнаружено сначала одно, а потом и другое скрытое изображение.

Интересно, что специалисты относят эти два изображения к разным жанрам: первое — к кубофутуризму, а второе — к протосупрематизму. Считается, что три изображения друг на друге отражают переход художника от одного направления к другому.

Кроме того, на картине была обнаружена подпись: «Битва негров в тёмной пещере». Судя по всуем, это отсылка к ныне утраченной картинке Альфонса Алле, представляющей собой чёрный прямоугольник.

2. «Дама с единорогом», Рафаэль Санти.

Изначально на полотне была нарисована некая дама, которую впоследствии решили сделать святой: добавили пальмовую ветвь, мученическое колесо и накидку на плечи. Единорога, который, видимо, не вписывался в общую идею, вообще убрали. Впервые картина стала известна под названием «Святая Екатерина Александрийская».

Когда же реставраторы продолжили изучение полотна, то выяснилось, что, во-первых, изначально вместо единорога дама держала в руках маленькую собачку. А во-вторых, сам Рафаэль рисовал только женщину, пейзаж и небо, а детали (колонны, парапет, собаку) дорисовывал другой художник.

Кстати, именно для изучения этой картины впервые был использован рентген.

3. «Анжелюс», Жан-Франсуа Милле.

Тайна этой картины была раскрыта благодаря другому известному художнику — Сальвадору Дали. Полотно не давало ему покоя, он перерисовал фигуры людей в том или ином виде на своих работах более 60 раз.

В конце концов Дали попросил специалистов из Лувра исследовать картину. Они обнаружили скрытый слой, на котором был нарисован умерший некрещёный ребёнок, которого хоронили в поле.

Позднее в мемуарах Милле нашли упоминане о том, что первоначально картина называлась «Похороны ребёнка в поле», но была переименована, чтобы её было проще продать. Дали по этому поводу заявил:

«Я всегда чувствовал в этой картине смерть».

4. «Старик в военном костюме», Рембрандт ван Рейн.

В 1968 году учёные обнаружили второй портрет под картиной «Старик в военном костюме». Но детально его рассмотреть и изучить удалось лишь в 2015 году благодаря новым технологиям.

Специалисты полагают, что на картине изображён отец художника. А вот опознать человека, чей портрет был обнаружен под видимым для всех слоем, им так и не удалось.

5. «Лоскут травы», Винсент ван Гог.

В 2008 году бельгийские и нидерландские учёные обнаружили на одной из картин Ван Гога скрытый слой. «Лоскут травы» выполнен в сине-зелёных тонах, а скрытое изображение — в красно-коричневых. Самое неожиданное, что это оказался портрет женщины!

Женщина похожа на крестьянку, но её личность установить не удалось. Специалисты считают, что по бедности Ван Гог просто писал одну картину поверх другой, экономя холсты.

6. «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи.

Французский инженер Паскаль Котте выяснил, что на известной картине да Винчи «Дама с горностаем» вообще не должно было быть горностая. Художник добавил его уже позднее, причём у специалистов нет единого мнения, для чего именно. Есть несколько версий.

По одной из них, на картине изображена любовница герцога Миланского, эмблемой рода которого как раз и был горностай. По другой, девушка была беременна, а зверёк, прикрывающий живот, символизирует чистоту и целомудрие. Наконец, по третьей версии, изображённая девушка была очень властной и держала герцога в узде.

Есть также мнение, что на картине изображён не горностай, а белый хорёк.

7. «Зачарованная поза», Рене Магритт.

Для воссоздания этой картины учёным пришлось преодолеть немало трудностей. Полотно выставлялось в первой трети ХХ века, а потом исчезло. Считалось, что оно было просто уничтожено художником.

Но в 2013 году сотрудники Музея современного искусства в Нью-Йорке заподозрили, что под картиной Магритта «Портрет» скрыто другое изображение. Был сделан рентген, и под верхним слоем обнаружился торс девушки с исчезнувшей картины. Тогда начались поиски оставшихся четырёх частей.

Завершились они только в 2017 году. Недостающие части были найдены под другими картинами и в других музеях. Однако собрать всю картину не удалось, ведь для этого пришлось бы уничтожить другие работы. Картину восстановили лишь в цифровом виде.

8. «Вид морского берега Схевенинген», Хендрик ван Антониссен.

Как и во многих других случаях, здесь скрытый слой обнаружился совершенно случайно. В ходе реставрации специалисты сняли старое лаковое покрытие, и на горизонте проступил силуэт человека, смотрящего на что-то, похожее на парусник.

Когда исследование продолжилось, выяснилось, что люди собрались на берегу не просто так. Оказывается, рядом лежит большой кит, на котором стоит человек. А «парусник» оказался китовым плавником. Специалисты считают, что животное было закрашено в XVIII или XIX веке, чтобы не возмущать публику видом мёртвого кита.

9. «Мона Лиза», Леонардо да Винчи.

Под самым знаменитым в мире портретом было найдено ещё два!

Учёные разделились на два лагеря: одни полагают, что дальнейшие исследования могут помочь нам лучше понять тайны этого шедевра, другие же считают, что под первым слоем обнаружился лишь творческий процесс и никаких других портретов на холсте нет.

Представители Лувра в этом споре сохраняют нейтралитет.

А вы знали об этих тайнах?

Я люблю рисовать свет! Живопись Клода Моне. Импрессионизм

Импрессионизм (от франц. Impression-впечатление) – это художественное течение общеевропейского масштаба и связано, прежде всего, с именем Клода Моне.

Сама личность Клода Моне, как и и его искусство, в своё время произвели весь «набор» человеческих эмоций: единицы его уважали, немногие поддерживали, но большинство негодовало… Популярный художественный критик газеты «Фигаро» так писал о Моне: «Он выставил на Салоне около 30 пейзажей, похоже, написанных за один день. Теперь можно сказать с уверенностью: он стал таким ничтожеством, что уже никогда не поднимется…»

Почти сорок лет такой подход к творчеству импрессионистов доминировал даже среди мнгочисленных коллег «по цеху», импрессионизм решительно отвергался, выставлялся как, прежде всего, безрассудное явление в столь традиционно-классическом французском искусстве… Сам Клод Моне вспоминал: «В наше времянас осудили без снисхождения. Тогда не говорили ..Я не понимаю, но — ..Это идиотизм, это подлость.. – это стимулировало нас, давало мужества, заставляло нас работать… В чём дело? Почему у публики импрессионисты вызвали негодование…попробуем разобраться…

Все началось с картины, которую Моне сперва назвал «Корабли, покидающие порт Гавра». Позже, для выставки Отверженных (так непризнанные авторитетным Парижским Салоном художники себя именовали) он изменил название на «Впечатление. Восходящее солнце». Скептически настроенный художественный критик, посмотрев на полотна Моне и его товарищей, заявил, что «у них тут не живопись, а одни сплошные впечатления» (фр. impression — «впечатление). Отверженные с удовольствием приняли новое имя и стали зваться импрессионистами.

Как сам художник любил повторять, его сверхзадача была невыполнимой — он хотел рисовать сам свет! Категорически не принимая черный, как таковой, он изгнал его из свой палитры, зато всеми остальными цветами владел виртуозно. В любое время года Моне вставал вместе с солнцем, завтракал с холодным бокалом белого вина, закуривал сигарету и отправлялся работать до самого заката. Пытаясь поспеть за солнцем, меняющим пейзаж прямо на глазах, художник ставил на мольберт все новые чистые холсты, а незаконченные наброски оставлял, чтобы продолжить их завтра в то же самое время. Порой он работал сразу над пятнадцатью полотнами! Такого в истории живописи ещё не было: зримый мир был «разделён» на скопление цветоносных «атомов» — множества чистых и даже локальных цветов, которые,словно пчелиный рой, образовывали более или менееразличимую предметную конфигурацию. Зритель привык видеть понятную форму с привычной цветовой моделировкой..а тут…отсутствие форм как таковых, условность линий, конструкций…да и сами линии состоят из великого множества раздробленных цветовых форм… эксперимент был великим, так ещё никто не писал…

Читать еще:  Интерес к античности. Imma Visconte

Однажды для работы художнику удалось снять у местного портного комнату с видом прямо на Руанский собор. Все тридцать картин с изображением резного церковного фасада в разное время суток и при разных погодных условиях ушли к покупателям, едва на них успели высохнуть краски! Посмотрите, как прекрасны работы, какие они все разные по цвету и какое непохожее впечатление мы получаем от просмотра каждой работы…

Так же хорошим примером служат этюды со стогами, которые так понравились Моне, что когда пришло время их убирать, художник заплатил крестьянам, чтобы те оставили стога нетронутыми. Теперь мы можем наблюдать целую серию работ: серый утренний стог, розовый шестичасовой стог, желтый полуденный, голубой послеобеденный, фиолетовый вечерний, красный предзакатный и еще с десяток самых разных стогов.

Картина «Дама в зеленом» открыла новую главу в жизни художника. На ней он впервые запечатлел свою возлюбленную, милую и скромную Камиллу.

Позже она появлялась на очень многих его полотнах, причем в образе сразу нескольких девушек. Так на двух поистине гигантских полотнах «Завтрак на траве» и «Женщины в саду» все женские фигуры написаны с Камиллы. Ни одна из них так и не была принята Салоном, где Моне тщетно надеялся их выставить, хотя спустя шесть десятилетий французское правительство все-таки выкупило эти работы за баснословные деньги. Камилла, пусть и не сразу, все-таки стала официальной женой Моне, но их истории не суждено было продлиться долго: бедняжка скончалась в возрасте 32 лет.

Даже на смертном одре она послужила моделью художнику. «Я вдруг осознал, что стою, уставившись на ее висок, и машинально ищу переход живого цвета в мертвый… Синий, желтый, серый, не знаю какой еще… Вот до чего я докатился. Все это происходило помимо меня, автоматически. Сначала шок и дрожь от созерцания этого цвета, а потом чистый рефлекс, бессознательное стремление делать то, что я привык делать всю свою жизнь…», — писал Моне немногим позже.

Впрочем, горе было столь же кратковременным, как и сам брак. На момент смерти Камиллы Клод уже несколько лет был в тайной связи с женой своего друга, торговца живописью Эрнеста Ошеде. Она даже имела от него ребенка, которого законный супруг считал своим. Спустя время, отпущенное для соблюдения приличий, Алиса Ошеде переехала жить к Моне. Так художник обзавелся еще шестью детьми, в добавок к своим двум, рожденным в браке с Камиллой. Одна из старших дочерей — Сюзанна — обладала столь редкой красотой и грацией, что однажды, случайно приметив ее, стоящую на холме с зонтиком, Моне решительно заявил, что завтра же она будет ему позировать. На следующий день они вдвоем вновь вернулись на тот холм, поросший травой и летними цветами и художник написал сразу две картины: «Женщина с зонтиком, повернувшаяся налево» и «Женщина с зонтиком повернувшаяся направо».

Зачем? Это в духе Клода Моне: смотреть как изменяется цвет на солнце, в тенях (цвет , напимер, шарфика), каков он по насыщенности, а может, наоборот, плавно сочные мазки с яркой краской еле заметно переходят в нюансные цветосочетания…Посмотрите как восхитительно распределяется цвет! Сколько в нём света.

Великий Мастер словно играет…вот он вновь изучает…пробует написать каждый уголок созданного неустанным трудом рая-сада в поместье Живерни на берегу Сены. Сад художника был великолепным: вытянутый в длину пруд был усеян бутонами готовых вот-вот распуститься лилий, благоуханных роз, японский мостик был увит диковинными растениями, меж которых мелькал остролист, глицинии и ирисы всех разновидностей.

Моне заказывал сам все семена, нанимал садовников и переживал за каждое растеньице…ведь он наблюдал за своим детищем, запоминал, рисовал, он ухаживал, лелея грустил, когда его проницательный взгляд видел начинавшую увядать листву…

…«Пытаюсь делать вещи совершенно невозможные. Хочу написать воду, в глубине которой колышется трава …Смотреть на это чрезвычайно приятно, но передать на холсте трудно до безумия. А я, как ненормальный, делаю все новые и новые попытки!» — писал Моне. Так на свет постепенно появлялись все новые и новые полотна с изображением нимфей, и сегодня в разных концах света хранятся 250 картин, каждая из которых пленительно легка и прекрасна. Для них в Париже в 1909 году даже был организован вернисаж «Нимфеи, серии водных пейзажей».

Люди, расталкивая друг друга локтями, ломились в двери и даже самые яростные критики могли только сказать: «Слишком красиво! В природе так не бывает…» Так изменился …зритель и пришло, наконец, время, когда он, зритель, научился видеть реальный мир именно таким, каким его изображали импрессионисты: их колористическая система спустя полвека обрела характер общественно-эстетической ценности…

10 тайн мировых шедевров живописи, о которых вы не знали

Полотна известных мастеров живописи почти всегда имеют свою историю. Одни из них общеизвестны, другие остаются достоянием специалистов, а третьи только ожидают, когда о них узнает мир.

Мы приготовили несколько историй про секреты знаменитых полотен, которые, на наш взгляд, интересны и при этом не слишком известны широкой аудитории.

Художники, даже великие, такие же люди как мы. Они могут ошибаться, сомневаться и даже совершать неразумные поступки. Часто эмоции или жизненные обстоятельства накладывают отпечаток на творчестве живописца, хотя зритель об этом и не догадывается.

1. Хендрик ван Антониссен «Вид морского берега Схевенинген»

Идиллическая картина голландского мастера Хендрика ван Антониссена, написанная в 1641 году, у обычного человека не вызывает никаких вопросов. На ней изображен берег, на котором стоит несколько групп людей. Но среди специалистов в средневековой голландской живописи почти сто лет не затихал спор по поводу того, что эти люди делают на берегу и почему все они смотрят в одну сторону.

Секрет был раскрыт совсем недавно студенткой-реставратором Шан Куанг, которая в процессе чистки потемневшей от времени картины, обнаружила в море у берега… кита. Современное оборудование позволило восстановить первоначальный вид морского пейзажа и теперь все знают, что люди собрались у моря, чтобы посмотреть на выброшенного на берег кита.

2. Сальвадор Дали «Фигура у окна»

Картина «Фигура у окна» — это одна из ранних работ испанского сюрреалиста — Дали написал ее в 21 год. Художник еще не был знаком со своей женой и музой Галой, поэтому сюжет этого полотна ему навеял образ сестры, Аны Марии.

Гораздо позже мэтр посвятит ей еще одно полотно — «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия», которое вряд ли можно назвать позитивным.

Появилась эта картина, в которой Дали явно заложил оскорбительные нотки, после выхода книги Аны Марии «Сальвадор Дали глазами сестры». В книге женщина рассказала без прикрас о своем брате, его странностях и сумасбродстве.

На момент выхода книги брат и сестра не общались уже много лет из-за неприятной выходки Сальвадора. Однажды он написал на одной из своих работ — «Иногда я плюю на портрет своей матери и получаю от этого удовольствие». Это оскорбило Ану Марию, которая тут же прекратила всякое общение с братом.

3. Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»

У самой известной картины русского художника Шишкина тоже есть своя необычная история. Раньше живописцы нередко обсуждали друг с другом свои работы и, бывало, давали дельные советы. Полотно «Утро в сосновом бору» было написано как лесной пейзаж и первоначально медведей на нем не было. Животных Шишкин добавил по совету своего друга, художника-анималиста Савицкого.

Читать еще:  Загадка и недосказанность. Олег Осипов

Товарищ и коллега рекомендовал оживить сюжет животными и как специалист в этом деле собственноручно вписал их в готовое полотно. Галерист Третьяков, узнав о двойном авторстве, рассердился и лично стер имя Савицкого с холста. К счастью, след от подписи остался, поэтому история о чужих медведях стала всеобщим достоянием.

4. Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

Первый в истории европейской живописи парный портрет был написан ван Эйком в Брюгге в 1434 году. Картина изображает красиво одетую молодую пару, вполне возможно, готовящуюся сочетаться браком. Но мало кто знает, что на этом полотне изображены не два человека, а четыре.

Заметить еще одну пару — мужчину и женщину, можно приглядевшись к круглому зеркалу, висящему на заднем плане. Искусствоведы считают, что эти люди — сам автор полотна и его супруга. Косвенным подтверждением этому является озорная надпись прямо над зеркалом, гласящая Johannes van Eyck fuit hic — «Ян ван Эйк здесь был». Но на этом секреты двойного портрета портрет Арнольфини не заканчиваются…

5. Валентин Серов «Портрет Николая II в тужурке»

Историю портрета императора Николая II, созданного великим портретистом Валентином Серовым, можно назвать мотивирующей. Художник сумел превратить неудачу в успех и картина стала одной из самых известных в галерее его работ. У Серова долго не получалось написать портрет царя и он извинился и решил отказаться от этой работы.

Николай, измученный позированием, очень огорчился и сел, сложив руки. В этот момент художник понял, что это то, что ему нужно для отличного портрета и тут же принялся писать. Император на картине имеет усталый и печальный вид, но именно в этом и заключается вся прелесть портрета.

6. Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Самая масштабная и известная работа Босха «Сад земных наслаждений» таит в себе огромное количество загадок. Смысл этой картины до конца неясен, но кое-какие секреты уже удалось раскрыть. На правой створке триптиха, которая называется «Музыкальный Ад», изображены грешники, истязаемые музыкой. У одного из них на ягодицах изображены средневековые ноты.

Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, исследовавшая картину, перевела старинную нотную грамоту на современный лад и записала мелодию, которую назвала «Песня с задницы из ада, которой исполнилось 600 лет». Получилась спокойная, но не слишком мелодичная композиция, похожая на заглавную мелодию голливудской мелодрамы, сыгранную одним пальцем.

7. Рембрандт «Ночной дозор»

Полотно Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга» традиционно называют «Ночной дозор», так как все уверены, что показанные на ней события происходят ночью. Так считали два столетия после того, как картина вернулась из небытия и стала известна.

8. Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат»

Картина, которую мы привычно называем «Черный квадрат», изображает вовсе не объект черного цвета. Более того — на ней вовсе не квадрат, так как ни одна сторона фигуры не параллельна ни противоположной стороне, ни расположенной рядом линии обрамляющей рамки.

Якобы черный цвет геометрической фигуры — это эффект от смешения нескольких разных красок, среди которой не было черной. Искусствоведы считают, что так специально задумано автором. При осмотре картины в Третьяковской галерее была обнаружена надпись карандашом «Битва негров в темной пещере». Эта фраза напоминает о картине французского художника и журналиста Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», которая выглядит как черный прямоугольник.

9. Питер Брейгель-старший «Нидерландские пословицы»

Эта уникальная в свое роде картина голландского мастера является изображением 112 наиболее популярных в XVI столетии голландских пословиц. Обычному человеку кажется, что на полотне происходят странные и даже абсурдные вещи, но специалист сразу же увидит поговорки, аналогичные современным «плыть против течения», «биться головой о стену» и многим другим, которыми и сейчас пользуются во всем мире.

Большинство пословиц на полотне Брейгеля-старшего, так или иначе, связаны с человеческой глупостью, алчностью или праздностью. Картина очень популярна у искусствоведов и ей посвящено множество научных статей и диссертаций.

10. Пабло Пикассо «Голубая комната»

Долгие годы считалось, что на картине Пикассо изображена купающаяся женщина. Но в 2008 году реставраторы поместили работу художника в инфракрасное излучение и с удивлением обнаружили мужчину в костюме и галстуке-бабочке, сидящего подперев рукой голову.

Очевидно, что «Голубая комната» была написана поверх портрета, созданного художником ранее. Искусствовед Патриция Фаверо объяснила это тем, что когда Пикассо посещало внезапное вдохновение, он тут же принимался за работу. Когда под рукой не было чистого холста, гений брал уже готовые, не слишком удавшиеся, на его взгляд картины, и писал новые поверх них.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Живопись всегда внутри. Amar Illescas

15 июня 2013 г. 01:24

Книги, искусство и книги по искусству

В десять лет книги не изменяют жизнь, они ее определяют. «Живопись» до сих пор лежит где-то у меня на полках, хотя ни на одну вертикально не лезет. В ее огромные страницы — целый разворот на картину! — можно было надолго уйти с головой. Видимо, я и уходила. Как еще объяснить, что впечатления о некоторых произведениях искусства — эмоциональные переживания, а не знания — я почерпнула именно оттуда и до сих пор чуть ли не буквально помню?

Вот Гойя, который заставил меня бояться людей на заднем плане и Кейт Мосс. А когда я добралась до «Расстрела повстанцев» в Прадо, он как раз был на реставрации.

Вот Холман Хант, чье «Пробуждение совести» из-за давнего знакомства стало главным впечатлением московской выставки прерафаэлитов сегодня. Да, несмотря на другие картины.

Вот Ван Гог, после которого я уже без него не могу.

И еще — не так хорошо запомнившееся, но все равно важное.

Вот Джотто с нежными верблюдами.

Вот Рафаэль, который прочитал лучшую лекцию об античной философии и науке, а также влюбил в себя лично.

Вот Райт и мой первый урок о жестоком обращении с животными.

Вот Давид, который научил запоминать родственные отношения и даже объяснять их хитросплетения другим. Если бы там был мертвый Марат, мои отношения с искусством явно сложились бы несколько иначе.

Вот Тернер, который явно отчасти виноват в моих кошмарах о лавинах и волнах = Автор еще указывает на фигурку, которая там воздела ручки и беспомощна перед стихией.

Вот Жерико, которого я с тех пор не люблю, потому что он зарисовывал трупы и умирающих в больницах, а еще напечатан очень неприятный автопортрет,а еще они друг друга ели.

Там, собственно, всего 45 картин, и я так же любила в свое время рассматривать все остальные — в особенности Босха и Брейгеля, как же их на крупных репродукциях не рассматривать. Но мелочи мне про них с того времени не запомнились. О некоторых картинах из книги я напрочь забыла — Лоррен, Ватто, Курбе, Моне как-то тогда не привлекли внимания вообще.

10 Произведений искусства, которые потеряны навсегда

Произведение искусства считается потерянным, когда достоверные источники, такие как историки и древние учёные, доказывают, что оно когда-то существовало, но либо уже было уничтожено, либо его просто не могут найти в частных коллекциях или музеях. Произведение искусства может быть потерянным по целому ряду причин: от наводнений и пожаров до войны или старой доброй нерасторопности. Ниже представлены десять удивительных произведений искусства, которые были навсегда потеряны для человечества:

1. Колосс Родосский (Colossus of Rhodes): потерян во время землетрясения

Колосс Родосский был громадной статуей греческого титана Гелиоса (Helios), олицетворявшего солнце. Колосс был построен Харесом, учеником Лисиппа (Chares of Lindos) в греческом городе Родос (Rhodes) в период между 292 и 280 годами до нашей эры. Эта огромная статуя возвышалась примерно на 30 метров и стояла на 15-метровом мраморном пьедестале. Это произведение искусства считается одним из Семи Чудес древнего мира.

Читать еще:  Индонезийский художник. Ronnie Jiang

На постройку поразительного бронзового Колосса ушло 12 лет, он простоял на пьедестале лицом к городу Родос более 56 лет, пока в городе не произошло землетрясение, в результате которого статуя распалась на сотни кусков, где они и лежали веками.

2. Картина Пикассо под названием «Художник»: потеряна в авиакатастрофе

Подписанный фототипный оттиск 1963 года, под названием «Художник» (Le Peintre), знаменитого художника Пабло Пикассо (Pablo Picasso), был потерян в авиакатастрофе Рейса 111 Swissair у города Галифакс (Halifax), провинции Новая Шотландия (Nova Scotia), Канада 2 сентября 1998 года. В дополнение к этой картине, которая оценивалась примерно в полтора миллиона долларов, в багажном отсеке самолёта также находились бриллианты и другие драгоценности на общую сумму в миллиард долларов.

По пути из Нью-Йоркского Международного аэропорта имени Джона Кеннеди в Женеву, Швейцария, пилоты послали сигнал бедствия и пытались совершить аварийную посадку в Новой Шотландии, но самолёт упал в Атлантический океан, убив двести двадцать девять пассажиров, находившихся на борту. Хотя девяносто восемь процентов самолёта было извлечено из воды, было обнаружено лишь около двадцати сантиметров работы Пикассо, а драгоценности вообще не были найдены.

3. Четырнадцать картин Густава Климта: уничтожены нацистами

На фото выше: «Шуберт за Пианино» (Schubert at the Piano) (1899 год).

Густав Климт (Gustav Klimt) был знаменитым австрийским художником-символистом, чьи работы часто фокусировались на женских формах. Серена Ледерер (Serena Lederer) была богатой меценаткой из Вены, которой удалось собрать четырнадцать картин Климта. В 1943 году Ледерер послала свою коллекцию на хранение в музей Шлосс Иммендорф (Schloss Immendorf). Тем не менее, её коллекция была потеряна в 1945 году, когда отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф.

В огне были потеряны различные картины, от картины «Музыка II» (Musik II) 1898 года до картины «Гаштайн» (Gastein) 1917 года, а также знаменитые картины потолочной росписи Вены.

4. «Водные Лилии» Клода Моне: потеряны в огне

Клод Моне (Claude Monet), основатель французского импрессионизма, начиная с 1883 года, создал целую серию прекрасных картин водных лилий. Музей Современного Искусства (Museum of Modern Art), находящийся в Нью-Йорке, с нетерпением ожидал получить две картины из этой серии в 1957 году, однако годом спустя они обе были потеряны в огне.

14 апреля 1958 года пожар на втором этаже Музея Современного Искусства уничтожил картину «Водные Лилии», длиной почти в 5,5 метра, а также более маленькую (но всё же достаточно большую) версию водных лилий. Судя по всему, пожар начался, когда рабочие, которые устанавливали кондиционер, курили возле банок с краской, опилок, и тканью, которой закрывают холсты, отчего и зажегся холст. Огонь мгновенно распространился.

В огне погиб один рабочий и несколько пожарных пострадали от отравления угарным газом. Сотрудники музея доблестно пытались сохранить как можно больше картин, но из-за пожара, повреждения водой, а также разрушений, вызванных пожарными, которые пытались унять пламя, большая картина «Водяные лилии» была полностью потеряна. В течение трёх лет музей пытался восстановить меньшую из двух картин, но в 1961 году они объявили, что эта картина также была повреждена без возможности восстановления.

5. Портрет Уинстона Черчилля, написанный Сазерлендом: уничтожен женой Черчилля

В 1954 году Грэхем Сазерленд получил заказ на написание портрета сэра Уинстона Черчилля, премьер-министра Соединенного Королевства, в натуральную величину. Портрет был вручён Черчиллю на публичной церемонии по случаю его восьмидесятилетия. Сазерленд был художником-модернистом и славился своим умением отображать «реальную» сторону тех, кого он писал. Вместо того чтобы изобразить Черчилля статным, Сазерленд нарисовал его таким, каким он выглядел в реальной жизни, и видимо ни Черчиллю, ни его жене эта картина не понравилась.

После публичной презентации в 1954 году, картина была доставлена в Чартвелл (Chartwell), загородный дом Черчилля, но её никогда не выставляли на общее обозрение. В 1977 году, когда жена Черчилля умерла, обнаружилась печальная правда – она уничтожила картину почти сразу после доставки.

6. Картина Микеланджело «Леда и лебедь»: просто исчезла

Эту картину «Леда и лебедь» (Leda and the Swan) Микеланджело написал примерно в 1530 году. Считается, что Микеланджело дал картину своему другу и ученику, Антонио Мини (Antonio Mini), который увёз её во Францию. Мини, возможно, продал картину, потому что в последний раз её видели в королевской коллекции в Фонтенбло (Fontainebleau) в начале 1530-х годов. Придворный художник, Россо Фиорентино (Rosso Fiorentino), нарисовал копию картины, которая является единственной оставшейся версией картины.

7. «Панорама Реки Миссисипи» Джона Банварда: порезана на кусочки

На фото выше: другая картина Банварда.

Джон Банвард (John Banvard) был американским художником, писавшим панорамы и портреты. Самой знаменитой работой Банварда была огромная панорама долины реки Миссисипи. В 1840 году художник провёл несколько месяцев, путешествуя в лодке вверх и вниз по реке, набрасывая пейзажи. Затем он перенёс эскизы на огромный холст.

Длина законченной картины составляла 1524 метра, а высота 3,6 метра. Огромная панорама рекламировалась как «трёхмильный холст» (небольшое преувеличение), и выставлялась в разных городах по всей территории США. К концу 19-го века панорама была разрезана на несколько частей для хранения, но части так и не были найдены.

8. Картина «Художник по дороге на работу» Винсента Ван Гога: потеряна во время пожара

За свою жизнь Винсент Ван Гог создал почти две тысячи произведений искусства. Картина «Художник по дороге на работу» является одной из всего лишь шести его работ, которые были навечно потеряны. Картина «Художник по дороге на работу» хранилась в музее Кайзера Фридриха (Kaiser-Friedrich Museum) в Берлине, до того как она сгорела в пожаре во время Второй мировой войны.

Это один из многочисленных автопортретов Ван Гога. На картине художник был изображён нагруженным материалами для написания картин, идущим по дороге в Монмажур (Montmajour) в 1888 году.

9. Картина «Весна» Антуана Ватто: потеряна, найдена и затем уничтожена

Антуан Ватто (Antoine Watteau) был французским художником, который жил в начале 1700-ых годов. Примерно в 1716 году Ватто написал серию сезонных картин для Пьера Кроза (Pierre Crozat), среди которых были «Весна» (Printemps), «Осень», «Зима», и «Лето». На сегодняшний день сохранилась лишь одна картина из этой серии. «Весна» была обнаружена в 1964 году, но через два года она была потеряна в огне, а картины «Осень» и «Зима» так и не были найдены.

Кстати, ещё одна картина Ватто, «Сюрприз» (La Surprise), написанная примерно в 1718 году была найдена во время страховой оценки в 2007 году. Картина, написанная маслом, была продана на аукционе 8 июля 2008 года за 15 миллионов евро, и установила мировой рекорд цены на картину, написанную Ватто.

10. Картина «Концерт» Яна Вермеера: украдена ворами

В ходе одной из самых знаменитых краж произведений искусства в истории была похищена картина «Концерт» (Concert), написанная Яном Вермеером. Её примерная стоимость составляет двести миллионов долларов, и она считается самым ценным украденным произведением искусства в мире. В 1990 году двое воров под видом полицейских украли тринадцать произведений искусства из музея Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabelle Stewart Gardener Museum) в Бостоне. Ни одна из картин, украденных в музее, так и не была найдена.

Среди знаменитых картин, украденных в Бостоне, была также картина Рембрандта «Шторм на Галилейском море» (The Storm on the Sea of Galilee).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector