Животные в средневековом искусстве

Животные в средневековом искусстве

za_bobro


В продолжение темы, на которую меня вдохновила Туринская картинная галерея.

Я, как большой любитель животных, всегда обращала внимание на их изображения на картинах. Чаще всего на средневековых полотнах можно заметить собак и лошадей. И те и другие, по большей части, изображены с фотографической точностью. Интересно заметить, например, что некоторые привычные нам породы собак, выглядели точно также уже в 15 веке. Однако, экзотическим для Европы животным повезло куда меньше.
Во время одной из экскурсий по старинным домам Генуи экскурсовод обратила наше внимание на фреску с изображением слонов и верблюдов. И те и другие, на фреске выглядели карикатурно, и мало походили на самих себя, и вовсе не потому что автор был недостаточно искусен. В те далекие времена, за отсутствием гугла под рукой, художникам приходилось рисовать либо по памяти, либо, что еще хуже, по рассказам очевидцев. Понятно, что далеко не каждому средневековому художнику повезло увидеть слона или верблюда воочию, так что рисовали как могли. К сожалению, на той экскурсии у меня не было с собой фотоаппарата. Но примеры подобных «ляпов» встречаются на картинах довольно часто.


Люди тоже изображены более чем реалистично.

А вот кто, по вашему, это? Логически понятно, что это верблюды, но головы их сильно искажены. С попугаями (на заглавном фото) тоже не очень. Художник изобразил их с ярко красными глазами без зрачков (на фото это заметно плохо, увы), а правого еще и с петушинным хвостом. Для сравнения ниже другая картина этого же автора. Обратите внимание на собак — они шикарны.

Фрагмент полотна Feast in the House of Simon. Легко угадывается даже порода — салюки.

Это чуть более поздняя картина (17 век) Яна Брейгеля младшего (тоже из туринской коллекции) под названием «Тщетность человеческой жизни». Мне картина в первую очередь понравилась тем, что она отражает то, как выглядит моя квартира через три дня после генеральной уборки. Я пожалуй, не буду больше стараться сделать невозможное, просто добавлю пару деталей, как-то банджо, например, и буду звать это вместо слова «бардак» инсталляцией на тему тщетности бытия. Однако, я отвлеклась. В левом верхнем углу такие идеальные попугаи — любой орнитолог будет в восторге.

Не знаю как в других городах, а в Генуе в знатных домах любили изображать экзотических животных. Заморские растения и животные в то время символизировали роскошь и богатство, по вполне понятным причинам. Поэтому в садах можно часто встретить мандариновые и апельсиновые деревья, а также пальмы. Например, во дворце Ломеллини в Генуе есть комната с потолочными фресками с такой тематикой. Экскурсоводы утверждают, что здесь искажены не только птицы но и туземцы сильно искажены, так как рисовались они целиком полагаясь на фантазию автора. Ниже изображение туземской женщины, с очень непропорциональной фигурой. Художник, как мог, подчеркнул «экзотичность».



Странность прорисовки туземцев заметить лично мне было непросто. Главная особенность — совершенно европейские черты лица с темной кожей и чрезмерно развитая мускулатура. У попугаев, насколько я понимаю, проблемы с клювом. Потолочные фрески высоко, и заметить недостатки куда сложнее, чем на картинах.

А если я вас еще не убедила. вот вам лев с тоской в глазах и совершенно человеческим выражением лица кисти пьемонтского художника 16 века Танцио да Варалло.

Угадайте животное

Как представляли себе крокодила, скорпиона и страуса авторы средневековых бестиариев

Признание Синей Бороды

О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки

О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки

«Смертельный ответ» Жанны д’Арк

Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада

Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада

Тюрьма аббатства святого Ремигия

Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса

Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса

Идеальный преступник

Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой

Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой

Казнь цареубийцы

За что отрубали руки, четвертовали и меняли фамилию дальним родственникам, кто должен был носить по городу собаку, а кто — труп повешенного и когда состоялось последнее публичное гильотинирование

За что отрубали руки, четвертовали и меняли фамилию дальним родственникам, кто должен был носить по городу собаку, а кто — труп повешенного и когда состоялось последнее публичное гильотинирование

Оскопление Абеляра

Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей

Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей

Средневековые Звери. У них проблемы! Они не могут даже справиться с ними. Они просто не могут.

Великолепные средневековые гравюры иногда вызывают веселую улыбку. На ум приходит всякая чепуха)) Хоть это и неправильно, но посмотрите сами. Конечно, все звери имели символическое значение. 1-я картинка — Василиск (Рукопись Британской библиотеки)
Василиск — тварь зело ужасная, взглядом жертв умерщвляющая, да воду дыханием зловонным портящая.

Читать еще:  Еда как искусство

Этому черту не справиться с драконом! У него голов больше))

Этот дракон не может понять, когда он успел обзавестись головой человека, да еще и с глупой физиономией!

Ну вот чего ради собака гоняеся за козой? Она охраняет свой геральдический знак?

понятно, что ждет гребцов, да? Большое эротическое путешествие))

Что-то этому дракону стыдно стало)) Он не может справиться со священным писанием.

Странно, что мышь, так похожая на таксу, не справилась с котиком. Но вот справится ли котик?

Козе не справиться с хитрым котиком. Он задаст ему ритм и увлечет куда ему надо

Так. Этот медведь попался. Ему с человеком не справиться.

Ооо! Этот вообще ни с чем не сладит, аж посинел от усилий)0

Этот кабан думает, что он все контролирует.

А вот кролик с пиццей сладит! У него и печь готова!

Этот мамонт думает, что он зря, наверно сегодня встал с кровати.

Каждому по лягушке! Ничего, справимся!

Эти котики справятся. С крысами, или дракончиками.

Этот змей тоже зря проснулся сегодня

Пока Василиск пытается справиться с человеком, его ест хорек. Вот так-то!

О, рыцарь! Ты справился!

Ну, и кто победит?

Эта рыбка поняла, что ей надо уносить плавники, но, кажется, она не справится

Эта сова спеклась Все эти чертовы крошечные птицы клюют ее в лицо.

И как всегда, победил кот! Он-то со всем справился! Еще в средневековье люди знали, что кот — герой

Надеюсь, вы поняли, это просто шутка. Субботняя.

zabzamok

Записки врача-рентгенолога

О Боге, людях, и искусстве

7 странных животных средневековых бестиариев

Сегодня вас ждет подборка наиболее странных представлений о животных , которые описываются в средневековых бестиариях.
Что интересно, лично для меня, то как художники изображают данных тварей

1. Боннакон.
«Таковой в Азии обретается. Голова у него и тулово бычачьи, а на шее грива, яко у коня. Имеет рога, однако столь закругленные и так сильно назад выгнутые, что никому ими вреда причинить не может. Однако же защиту, коей природа поскупилась дать ему в рогах, она щедро восполнила в кишках. Видя себя преследуемым, боканон тылом к преследователям оборачивается и, громко пуская ветры, поражает оных вонию и испражнениями столь страшными, что очи на лоб вылазят, а волосы в завитки закручиваются, и к тому же на три мили вокруг. Упорнейший охотник от такового убегает и боканона преследовать более не решается.»

2. Барсук
Барсук — грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения.

«О животном бобре.
Есть животное, называемое бобр. Кроток весьма и молчалив. Нужнейшее его используют в лечении. И когда его преследуют охотники и он понимает, что его поймают, то, отсекая у себя нужнейшее (то есть тестикулы, примечание мое) бросает охотнику. Если же снова попадется другому охотнику и преследуется, бросается бобр навзничь, и охотник, узнав, что нужнейшего у него нет, уходит от него.

Толкование. И ты, житель града, отдай охотнику то, что его. Охотник — это дьявол, а то, что его, — это в тебе блуд, прелюбодеяние, убийства. Отсеки это и отдай дьяволу, и оставит тебя охотник, дьявол, чтобы и ты сказал: „Душа наша, как птица, освободилась из сети охотящихся“».

«Физиолог», с. 139—140

4. Волк
если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос.
Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет.
Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.

Гадюка— змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул.
Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убив ее. Укус гадюки очень ядовит — от него человек потеет кровью и вскоре умирает.

«Зовется так, поелику ее молодь через силу рождается (vi iriat). Не дожидаясь очередности хода вейщей натуральной, молодые змеята прогрызают матери живот и тем самым убивают оную. Когда же гадюка с самцом спаривается, то последний должен голову свою в пасть ей всунуть, дабы семя вовнутрь выплюнуть. Гадюка, от вожделения ошалевшая, тут голову ему отгрызает. Так они и гибнут, оба два: самец во время копуляции, самица при родах. А для глупцов отсюда предупреждение: похоть — дело человеческое, но всякий раз гляди, куда голову суешь»

A snake-like fabulous animal (Vipera) swallows a dragon» (France, c. 1450), kb.nl

Ибис птица с реки Нил, которая сама очищает себе желудок, клювом вливая воду в задний проход. Питается ибис змеиными яйцами и дохлой рыбой.

Ибис — символ плотского желания, нечистоты, лености. Раннехристианский текст » Физиологус «, так же как и средневековый «Бестиарий», отмечает, что ибис не умеет плавать и посему пожирает у берега дохлых рыб. Последних , приносит он в пищу и своим детенышам.
«Словно ибисы те плотоядно мыслящие люди, что в пищу алчно потребляют смертоносные плоды деяний, да еще и детей своих, к их порче и погибели, оными питают» ( Унтеркирхер ). «Хуже всех этот ибис, ибо от грешников и побеги греховны» (» Физиологус «).

Читать еще:  Ирреальные картины. Robert Lange

Гидрус заклятый враг крокодила и его природа и свойства таковы, что когда он видит крокодила спящим на берегу, то входит в него через открытый рот, сперва катаясь в грязи, чтобы легче было проникнуть через глотку. Крокодил немедленно его заглатывает живым. Однако тот, разодрав все внутренности крокодилу, выходит из него невредимым. Так и смерть и ад означает крокодила, чей враг наш господь Иисус Христос. Приняв человеческую плоть он спустился в ад и, разорвав его внутренности, вывел оттуда тех, кого несправедливо держали там. Он победил саму смерть, восстав из мёртвых, как об этом насмехается пророк: Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?»
Абердинский бестиарий (626: fol. 68v-69r)

Стандарта изображения крокодила в виду отсутствия наблюдения этого существа в Европе тех времён не было, но иллюстратор всё равно смог удивить, изобразив крокодила похожим на льва с пышной гривой и ирокезом по последней моде. Гидрус крокодилу попался достаточно злобный. Он не только выходит из крокодила в неподобающем месте, а ещё и злобно кусает его за спину.
Гидрус убивает крокодила. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 4, fol.88v.)

10 странных тенденций в средневековом искусстве, которые пока остаются загадкой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Кролики-убийцы

Средневековые монахи создавали «иллюминированные рукописи» — книги, в которых каждая страница была заполнена красочными произведениями искусства (миниатюрами и орнаментами). Иногда они заполняли страницу красивыми изображениями цветов и плюща. Бывало монахи рисовали иллюстрации к самой книге, а иногда они зачем-то рисовали кроликов, бьющих людей по голове. Кролики, истязающие людей, — это на удивление распространенная тема в средневековом искусстве. Современные историки искусства пока не нашли ответ на этот вопрос.

Есть изображения кроликов, рвущихся в бой, увечащих рыцарей, ворующих женщин, избивающих людей дубинками и рубящих их топорами — причем подобные рисунки никогда не имеют никакого отношения к тому, о чем идет речь в книгах. Основная теория гласит, что такие рисунки делали на полях скучающие монахи, которым просто хотелось развлечься. Они считали, что идея о кроликах, мстящих людям, которые охотились на них, была забавной. Но это всего лишь теория.

2. Кошки, вылизывающие пятую точку

Изображения котиков стали популярны намного раньше, чем появился Интернет. Средневековые художники рисовали их довольно часто. Единственным исключением было то, что они не концентрировались том, чтобы картинка вызывала положительные эмоции и приступы милоты.

Средневековые художники почему-то считали, что есть только один момент, достойный быть увековеченным в произведении искусства: момент, когда кошка изгибается и вылизывает собственный анус. После средневековой эпохи осталась странно обширная коллекция мурлык, вылизывающих свой зад или тестикулы. Иногда эти изображения весьма реалистичными, но чаще всего кошку изображали согнутой в полный круг, с языком в районе пятой точки.

3. Женщины верхом на Аристотеле

Греческий философ Аристотель попадал на картины весьма часто. Но в течение короткого периода в начале эпохи Возрождения, его почему-то начали изображать в одной и той же странной и специфической позе. В течение нескольких лет художники рисовали на картинах одного из самых уважаемых философов, стоящего на четвереньках, с женщиной, сидящей на нём верхом.

Иногда у Аристотеля была уздечка во рту. В других случаях женщина била его. А иногда это была бы откровенная картина обнаженной женщины, шлепающей отца научной мысли. Источником подобных картин была популярная история о жене Александра Великого, которая обманом заставила Аристотеля прокатить ее на себе, как на пони.

Мораль истории заключалась в том, что женщины являются злыми соблазнительницами, и все должны воздерживаться от плотских потребностей. Так средневековые художники демонстрировали миру, что они «выше похоти».

4. Рыцари, сражающиеся с улитками

Одной из самых странных вещей, которую монахи любили изображать на полях книг, являются эпические битвы между рыцарями и улитками. Между XIII и XIV веками по непонятным причинам это стало весьма популярной темой.

«Их можно встретить повсюду на полях готических манускриптов, — сказал один ученый. — Они буквально везде и никто не знает, почему». Некоторые считают, что это аллегория социальной борьбы, дискриминации или отчаянной борьбы человека против неизбежной смерти, другие же списывают все на скуку монахов.

5. Моисей с рогами

В течение длительного времени у людей была странная привычка рисовать изображения Моисея с рогами на голове. Это весьма странно — изображать столь демонически выглядящую деталь на человеке, который вывел евреев из Египта. И все же, подобных примеров много (даже Микеланджело рисовал подобное).

Есть мнение, что средневековые художники и не думали потешаться над Моисеем. Они действительно считали, что у того были рога. В большинстве переводов Библии говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай с Десятью Заповедями, его лицо было «озарено лучами света». Но оригинальное еврейское слово «keren» может означать либо «луч света», либо «рог».

Читать еще:  Идущий по лезвию реальности. Bono Zwir (фотограф)

Таким образом, в Библии на самом деле могло утверждаться, что у Моисея были рога. В средневековую эпоху была даже напечатана копия Библии, в которой говорилось, что Моисей спустился с горы с рогами на голове. Это звучит безумно, но некоторые люди и до сих пор думают, что именно это правильный перевод.

6. Мария Магдалина, покрытая волосами

Когда готические художники рисовали Марию Магдалину, они делали ее похожей на «экспонат» из цирка Барнума. Они рисовали женщину, которая ниже шеи была полностью покрыта густым волосяным покровом. Причем, это не был какой-то странный средневековый фетиш, а именно так, по их мнению людей в то время, должна была выглядеть святая. В то время история Марии Магдалины закончилась тем, что она заросла шерстистыми волосами, что сделало ее похожей на козу.

Согласно легенде, Мария Магдалина полностью отказалась от всех земных благ после смерти Иисуса. Она перестала купаться и менять одежду, и, в конце концов, ее одежда полностью износилась и порвалась. Чудом, которое спасло Марию от блуждания по миру голой, стали волосы, выросшие по всему телу. После этого в течение всей оставшейся жизни Мария ходила голой и волосатой.

7. Убийство беззаботных людей

Большая часть средневекового искусства была жестокой. Но, насколько бы ужасной не была чья-то смерть, жертве всегда было скучно. Есть картины людей, которых топчут всадники, которым вонзили нож в череп или которых изрубили топорами. Тем не менее, на каждой картине жертва выглядит так, будто она изо всех сил пытается сдержать зевок. Теория гласит, что все это связано со средневековой концепцией Ars moriendi — искусством умереть хорошо. Смерть, по мнению людей в то время, была моральным испытанием.

Это было время, когда человек должен был предстать перед божественным судом, и то, как он реагировал на это, говорило о его характере. Если человек во время смерти плакал, кричал и ругался, это означало, что он, вероятно, попадет в ад. А если последний вздох был встречен с улыбкой, то человек попадал на небеса. Все эти скучающие мертвые люди могли просто демонстрировать свою стоическую готовность отправиться на Небеса. Либо средневековые художники просто плохо умели рисовать мимику.

8. Люди, в «космических кораблях»

По какой-то причине многие примеры средневекового искусства показывают, что люди летают на маленьких машинах, которые выглядят странно похожими на «Спутник-1». Подобное обычно встречается на всех картинах Иисуса. Средневековые картины показывают важные моменты в жизни Христа, такие, как тот момент, когда его мать Мария взяла младенца первый раз на руки, или тот момент, когда он умер на кресте.

В углу картины в небе неизменно изображен маленький человек в «кабине маленькой белой ракеты», улетающий в космос. Есть несколько теорий относительно того, что обозначают эти изображения. Наиболее академическая теория заключается в том, что изображения призваны символизировать «чуждое присутствие Бога». Это всего лишь теория, а единственное объяснение, источником которого является сам средневековый художник, звучит полностью фантастически.

На гравюре Ганса Глейзера изображено небо над городом, заполненное трубами и сферами. Глейзер подписал гравюру, заявив, что это картина того, что он видел происходящим в небе над Нюрнбергом: битву между неизвестными летающими объектами. Сохранились записи о том, что битва закончилась тем, что сферы и несколько «стержней» улетели в солнце, а несколько других объектов рухнули на землю в облаке дыма.

9. Демоны с лицами на промежности

Средневековые художники любили рисовать демонов. Их искусство было переполнено ужасающими монстрами, которые собирались забрать души невинных. И по каким-то причинам у многих из демонов были два глаза, нос и большой рот прямо на их промежности. Эти картины были странно сексуальными.

Часто лицо промежности у демона извергало какой-то странный фаллический огонь прямо между ног. Иногда эти лица не просто прикрывали промежность, а находились на кончиках их гениталий. Это был способ показать зло беспричинного сексуального соблазна. Демоны должны были символизировать опасности похоти, и лица на промежности были способом показать, где спряталось истинное лицо зла.

Некоторые люди были так обеспокоены опасностью похоти, что демоны были самым популярным предметом искусства в эпоху средневековья. По-видимому, другие люди были менее обеспокоены, потому что второй по популярности темой были люди, занимающиеся плотскими утехами.

10. Вещи, торчащие из зада

Похоже, что когда средневековые художники не рисовали животных-убийц и демонов с лицами на промежности, они заполняли свои книги иллюстрациями, которые очень странно выглядели рядом со словом Божьим: изображениями людей с различными вещами, торчащими из их анусов.

Обычно это была трубы, однако существуют и другие примеры. Некоторые страницы были украшены красивыми узорами из цветов и листьев, которые вылезали из человека, наклонившегося вниз задом к читателю. Также довольно часто встречались изображения того, как люди пускали стрелы в круглые красные цели, нарисованные на ягодицах друг друга. Почему рисовали подобное — загадка.

Тема искусства средних веков и сегодня интересна многим. Ведь не зря в сети появился шуточный проект Сумасшедшее средневековье. Ранее мы публиковали 15 картин с современными саркастическими подписями, которые в него вошли.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector