Зондирующий реализм. Regine Kuschke

Зондирующий реализм. Regine Kuschke

Современный сюрреализм: 5 художников, которые пленили мир своими живописными иллюзиями

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

Сюрреализм – от французского surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм» — это уникальная живопись из глубокого подсознания художника, и стиль, в котором живет своя философия, подчиненная неоднозначным ассоциациям и воображениям, возникающим в мозгу человека.

Энергетика сюрреализма зарождается в подсознании мастера и может проявляться во сне, во время гипнотического состояния, в бреду и галлюцинациях. Некоторые художники- сюрреалисты создавали свои творения в состоянии алкогольного опьянения или же под воздействием наркотиков. Но многие осознанно входят в такое состояние, чтобы освободить свой разум от реальности.

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет — фантастическим гиперреалистом.

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.

Галлюцинаторный реализм: от хиппи до наших дней

Рассказываем про самое необычное направление в литературе

В издательстве «Эксмо» вышла книга «Миссис Калибан» американской писательницы Рейчел Инглз. Несмотря на фантастический сюжет о домохозяйке, влюбившейся в морского жителя (не путать с «Формой воды» Гильермо Дель Торо, роман Инглз появился намного раньше), автор исследует вполне бытовые проблемы, скрытые желания, разочарование в жизни и попытки эскапизма в собственных мечтах. В ее произведениях миф соседствует с реальностью, а сознание и подсознание нередко меняются местами.

Миссис Калибан Рейчел Инглз Твердый переплет Купить Купить

Критики причисляют книги Инглз к редкому жанру «галлюцинаторного реализма», о котором известно очень мало. И тем не менее в 2012 году именно за него была присуждена Нобелевская премия китайскому писателю Мо Яню. Мы решили разобраться, что же такое «галлюцинаторный реализм» и где еще его можно встретить.

Первая литературная «волна»

Если вбить в поисковике термин «магический реализм», то в первых же ссылках вы найдете и основных последователей этой традиции (Борхес, Маркес, Кортасар, в России — Гоголь и Булгаков), и характерные признаки жанра. Что же касается галлюцинаторного, или, как его еще называют, психоделического реализма, то здесь границы размыты, и рамки между магией и психоделикой настолько тонки, что одних и тех же писателей филологи с легкостью причисляют к двум направлениям. Все, что мы можем сказать о галлюцинаторном реализме (в самом термине уже содержится оксюморон), так это то, что он ориентируется на измененное сознание. Пояснить это состояние в свое время попытался известный теоретик психоделической литературы Павел Пепперштейн:

«Слово „психоделика“ хотя и означает „просветление души“, или же „ясность души“, скорее предполагает соприкосновение с иллюзиями, с заведомо неистинным. „Ясность“ достигается „от противного“: душа омывает себя огромными объемами иллюзорного, в результате чего развивается своего рода иммунитет».

Психоделическая литература стала популярной в эпоху активной пропаганды наркотиков в 50-60-х годах XX века. Хиппи с их попыткой противостоять обществу потребления, следящего за психическим и физическим здоровьем, оказались первыми и главными потребителями такого рода текстов. Наряду с уходом от цивилизации, увлечением буддизмом и наркотиками попытка исследовать свой разум стала частой практикой для «детей цветов». Литературоведы сходятся во мнении, что это была первая «волна» психоделической литературы.

Предшественники

Разумеется, психоделикой писатели интересовались и раньше. В Британской империи была популярна «Исповедь англичанина, любителя опиума» (1822) Томаса Де Квинси. В 1860 году во Франции был опубликован «Искусственный рай» Шарля Бодлера, и его тоже вписали в эту традицию. В русской литературе можно вспомнить Петра Чаадаева с его «Апологией сумасшедшего» (1837). Некоторые литературоведы ищут корни психоделического реализма в более отдаленных эпохах. По одной из версий, истоки этого направления можно найти в библейских сказаниях и шаманизме. Филологи видят общие черты в галлюцинаторных текстах и волшебных сказках, берущих начало в древнейшей мифологии.

Почему в России возродился интерес к галлюцинаторной литературе

Рассуждая о второй «волне» психоделической литературы, Пепперштейн заметил, что спровоцировать изменение сознания могут не только галлюциногены:

«Не следует сводить психоделику только к психотропным препаратам. Есть психоделика обыденной жизни, в этом легко убедиться. Есть психоделика массмедиа, психоделика потребления, психоделика кино, психоделика усталости, психоделика выживания. Все эти обстоятельства „высветляют“, „высвечивают“ различные зоны психики, создавая эффекты асимметричных просветлений, иллюминаций».

Читать еще:  Дистанция между людьми. Linda Kosoff

Русская действительность 90-х со своим скепсисом и тревогой о будущем, крушением одних надежд и страхом строить другие, возрождающейся религиозностью, сектами и многими другими травмирующими разум факторами стала идеальной почвой для появления второй «волны» галлюцинаторных текстов, принципиально отличающихся от тех, что действительно были написаны под воздействием каких-либо веществ.

В России одним из главных психоделических произведений считается «Каширское шоссе» Андрея Монастырского, где препараты фигурируют лишь как лекарства, которые выдаются главному герою в психиатрической клинике. То есть перед читателем появляется персонаж с заранее деформированным сознанием, ориентированным, согласно сюжету, на христианскую догматику и мистику.

Критик и литературовед Сергей Чупринин относит к галлюцинаторному реализму и такие произведения, как «Мифогенная любовь каст» Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева, «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина, «Номер один, или В садах иных возможностей» Людмилы Петрушевской, «Dostoevsky-trip» Владимира Сорокина. В них мы также видим отсылки к христианским учениям и древним мифам, фольклору и новейшим городским легендам. Герои нередко обитают в двух мирах: реальном и подсознательном, который становится порождением искаженной психики. Этот эффект двоемирия проявляется и в других культурах при иных исторических обстоятельствах, будь то Китай 70-х, как у Мо Яня, или тихий американский городок 90-х, как у Рейчел Инглз.

Цифровая одежда будущего: 5 тезисов от участницы Summit Z8 Регины Турбиной

Дизайнер цифровой одежды

Два года занимается физической одеждой в собственном бренде Ophelica, около года создает цифровую, продала первый диджитал-наряд в России, создала маркетплейс replicant.fashion, в котором одежду продают другие диджитал-дизайнеры.

Здесь и далее — работы Турбиной.

Цифровая одежда — почти обычная одежда

Это одежда, которая создается в специальных 3D-редакторах, например Clo 3D или Marvelous Designer, и имеет все физические свойства, что и настоящая: шьется по идентичным лекалам, использует разные ткани, к которым можно привязать реальные физические свойства. Но она существует только в диджитал-измерении. Примерить ее можно или в редакторе, или отправив дизайнеру свою фотографию — он сам «наденет» на нее наряд.

Тем не менее такие вещи все же выполняют функции обычных. Базовая и прикладная функция одежды — защищать тело от внешних воздействий: ветра, дождя, холода. Но с давних времен она стала выполнять и другую важнейшую функцию — социальную: показывает принадлежность к какому‑то сословию, субкультуре, демонстрирует личное мнение. Это стало большой сферой нашей жизни, и образ — это почти всегда высказывание о себе, способ показать настроение, вкус, статус или сделать политическое заявление.

Формирование цены на цифровую одежду происходит почти так же, как и на обычную. Большое значение имеет добавленная стоимость: что за дизайнер сделал вещь, какая за ней стоит история. В replicant.fashion одежда стоит около 1500 рублей. Многие медиа сравнивали стоимость реальных и цифровых вещей — якобы последние вещи для нас более доступные. Но на самом деле люди покупают их не потому, что они стоят дешевле, а потому, что хотят рассказать о своем опыте, попробовать новое, быть в сообществе, показать вовлеченность. Покупку цифровой вещи и эмоции от нее можно сравнить с походом в кинотеатр.

Цифровой одежды очень много уже сейчас

Дизайнер Нина Долл. Создает работы с интересным взаимодействием материалов

Бренд одежды Tribute и его металлическое цифровое платье

Марка «Кружок» и студия Post Tribe. Недавно выложили 3D-коллекцию одежды, потому что из‑за пандемии не смогли выпустить физическую. После они ее все же отшили

Диджитал-модель Руби. Cотрудничала с брендом обуви Thom Solo, и их коллаборация здорово смотрелась в соцсетях

Дизайнер физической одежды Флорентина Лейтнер. Недавно она отсканировала свою одежду и переосмыслила ее. Игра с цифровым миром, возможно, помогла ей отрефлексировать свой дизайн

Коллаборация Burberry и Кендалл Дженнер. Она, полностью оцифрованная, бегала в 3D-пространстве. Сложно было отличить эту работу от реального видео

Коллаборация Windowsen и Nike. Дизайнер соединяет женственные образы и спортивный мужской стиль. Получается стиль утопического будущего, который классно смотрится в соцсетях

Коллаборация Puma и The Fabricant с качественной 3D-работой

Цифровая коллекция Sunnei на 2021 год. Бренд презентовал ее в диджитале и на 3D-моделях. Несмотря на то, что одежда цифровая, она все равно оставляет приятное впечатление, ее хочется потрогать, примерить, как‑то с ней повзаимодействовать

Кейс Carlings. Мультибрендовый магазин с физической одеждой недавно сделал PR-кейс, в рамках которого продавали коллекцию цифровой одежды, а блогеры примеряли ее. Благодаря ему они стали известны по всему миру

Диджитал изменит сегодняшнюю моду

Казалось бы, куда быстрее. Бренды производят кучу одежды, которая никогда не распродается, ее тоннами сжигают, чтобы поддержать баланс спроса и предложения, условия труда на производствах часто плачевные. Выпускается так много вещей, которые засоряют нашу планету, что нам бы даже хотелось, чтобы их стало меньше. Изначально программы для создания 3D-одежды предназначались для профессионалов на производстве. В них конструкторы и дизайнеры проверяли лекала и смотрели посадку, а производство с их помощью быстрее понимало пожелания заказчика и правильно отшивало вещи.

Согласно исследованию Barclays, каждая десятая вещь в мире приобретается только для того, чтобы выложить в ней фотографию в соцсети. Сейчас уже есть примеры брендов, которые становятся экологичными благодаря цифровой одежде. Например, шведский Atacac в своем цикле производства использует работу с 3D-программами и отшивает вещи только по предзаказу, чтобы не производить больше товаров, чем хотят люди. Сначала в программах проверяются лекала, а потом создаются карточки товаров, которые выглядят реалистично, передают фактуру ткани и посадку. Когда человек видит такую картинку, он не всегда понимает, что это всего лишь рендер.

Читать еще:  Жизнь чудесной и священной Монголии. Xue Mo

Появятся цифровые дизайнеры

Сама индустрия станет более более открытой. Чтобы сделать цифровой костюм, достаточно специального программного обеспечения и знаний о том, как создается одежда: что такое лекала, как сшивать сегменты, какие настройки ткани выбрать. На самом деле в этом легко разобраться, и больше людей смогут попробовать себя в дизайне одежды. Уже появляются дизайнеры, которые раньше никогда не делали одежду, возможно, даже никогда не шили и не знали, как создается настоящая одежда. Работа в 3D-программах позволила им попробовать себя в моде. Получается необычный взгляд от человека, который, может быть, занялся одеждой впервые.

Гардероб будущего — частично диджитальный

Часть вещей в нашем гардеробе будут цифровыми. Чтобы люди лучше понимали, как она будет на них сидеть, придется оцифровать свое тело и создать аватар с такими же обмерами. С помощью аватара одежду получится примерить, даже сидя на диване. Поскольку диджитала в гардеробе будет довольно много, для хранения понадобится какое‑то приложение-гардероб, по функциональности похожее на то, как сейчас хранятся фильтры в камере инстаграма. Недавно у нас в маркетплейсе replicant.fashion появился интересный покупатель, который начал коллекционировать вещи. Правда, ему негде их хранить (кроме фотографий), поэтому мы решили заняться таким приложением.

Генеральный партнер Summit Z8 — компания «Порше Россия», представляющая абсолютно новый электрический автомобиль Porsche Taycan.

6. 4г. Немецкий реализм XIXвека. Менцель, Лейбль

6.4г.Немецкий реализм XIXвека. Менцель, Лейбль

Другим ответвлением немецкого романтизма является романтический историзм.
Первое место здесь принадлежит Адольфу Менцелю (1815—1905.1895), живописцу и графику, мастеру исторических, жанровых композиций и пейзажной живописи. В сущности, в творчестве Менцеля сказались и лучшие традиции романтиков «назарейцев», с их любовью к немецкой истории, к отечественному прошлому, к легендам и сказкам.

Германия привнесла свои усилия и значительные плоды в развитие реалистического искусства середины и второй половины столетия. Все это прекрасно выражено в огромном труде Менцеля, посвященном Фридриху II, в виде 400 иллюстрациях к «Истории Фридриха Великого». На одной из них изображён «Король Фридрих II с супругой и королева-мать (на заднем плане) перед двором», на другой – «Фридрих II перед строем солдат», -везде король изображён с большой любовью.

Не только в графике, но и в живописи Менцель посвятил целую серию картин Фридриху II. Эта серия изображает быт, интимную жизнь короля. Например, на картине «Концерт в Сан-Суси.1852» художник с большой симпатией изображает своего героя играющим на флейте, явно идеализируя его образ, как, впрочем, и в других работах.

Пейзажи и особенно многочисленные этюды Менцеля (и тут он идет вслед за Рунге) приближают немецкую живопись к проблеме пленэра. На картине «Железная дорога Берлин-Потсдам.1847» показан вид пыхтящего паровоза на фоне окрестностей. Как это далеко от Фридриха.

В 1860—1870 годы Менцель все чаще обращается к современным темам: городская и деревенская жизнь, парижские улицы, гуляющая толпа, придворные празднества и труд обыкновенных людей. Среди картин последней темы особое место занимает «Железопрокатный завод.1875» —одно из первых изображений труда пролетариев в искусстве XIX века. Признаем, однако, что в целом Менцель остается холодным и бесстрастным наблюдателем, в нем отсутствует эмоциональность и высокая одухотворенность Рунге, Фридриха или художников «назарейской школы».

В русле реалистического искусства работает и Вильгельм Лейбль (1844—1900), художник мюнхенской школы, испытавший сначала влияние реализма Курбе «Неравная пара.1876—1877», «Деревенские политики.1877», а затем французских импрессионистов с их проблемами световоздушной среды «Прядильщица. 1892». В его картинах отражена жизненность и большая пластическая сила в образах баварских крестьян, которых так любил изображать художник Лейбль.

В противоположность классицизму, возвеличившему ясную силу разума, романтики воспевали страстные, бурные чувства, захватывающие человека целиком.

Характерные для классицизма упорядоченные и облагороженные ландшафты сменились образами стихийной, непокорной, могучей, вечно меняющейся природы, соответствовавшие смятению чувств романтических героев, как это изображено на картине «Охотники.1890». Эта одно из поздних полотен, где Лейбль начинает тяготеть к импрессионизму. Но он не уходит в него полностью и остается верен реалистической традиции.

Вильгельм Лейбль умел привлекать к себе внимание. Вокруг него даже образовался кружок живописцев, которые разделяли его взгляды. Среди молодых почитателей-реалистов был и Генрих Трюбнер, который, как и Лейбль, в своем позднем творчестве перешел к импрессионизму.

В своей мюнхенской мастерской Вильгельм встречался с молодыми именитыми художниками. Среди них был и уже состоявшийся к тому времени французский живописец Гюстав Курбе, которого называли завершителем романтизма и основателем реализма и который заметил в молодом художнике потенциал. Благодаря ему Лейбл в будущем познакомился с Эдуардом Мане.

Много сделав для немецкой реалистической живописи, Лейбль перешагнул этот этап европейской истории искусства, став одним из основоположников импрессионизма и модерна.

Реализм в литературе — черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века

Что такое реализм?

Реализм — это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.

В философии реализм — это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Читать еще:  Искусствовед объяснил загадочную улыбку Моны Лизы

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

В центре внимания — закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

Литература в реализме — средство познания себя и окружающего мира

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм — это интерес идеальному, особенному, то реализм — это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя — в первую очередь за его поэму «Мертвые души».

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы — И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм — это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии — они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Александр Дейнека. Стахановцы

Реализм в живописи

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве тер­мин «реализм» ис­поль­зо­вал французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе. Свое творческое кредо он обозначил в «Манифесте реализма» (1855). Это кредо — «запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке». Во Франции в середине XIX века к реалистичным художникам относили Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле.

Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии — Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии — Константин Менье, в России — передвижники, Илья Репин.

Адольф фон Менцель. В Белом зале

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector